Psfine

Позитивная психология

Материалы » Технологии развития Я-концепции у детей и подростков » Формирование Я-концепции у подростков. Формирование внутренней позиции личности подростка

Формирование Я-концепции у подростков. Формирование внутренней позиции личности подростка
Страница 1

В подростковом возрасте активно формируется система устойчивого представления о самом себе.

Эти представления включают два основных компонента:

Чем я сходен с другими людьми, на основе чего складывается общность между мной и окружающими?

В чем моя уникальность и неповторимость, каковы различия между мной и окружающими?

Подросток, пытаясь представить, что о нем думают другие люди, анализирует себя, свое поведение и особенности общения с ними, т.е. он анализирует, каков он во взаимодействии с другими людьми. В результате такого анализа человек приходит к некоторому познанию своего «Я». Такого рода представление о себе имеет существенное значение в процессе самовоспитания, так как, анализируя себя в общении с другими людьми, человек начинает понимать особенности своего характера, в том числе и негативные. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда обычные воспитательные меры, применявшиеся в более раннем возрасте, не только не дают эффекта, но и вызывают протест. Когда же подростки сами приходят к пониманию нежелательных черт своего характера, то это может сыграть существенную роль в процессе самовоспитания.

Важным этапом подросткового возраста является процесс формирования самосознания. Именно в это время формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности. Это отношение к своему осознанному бытию способствует формированию определенного представления о самом себе, о своих способностях и возможностях. Представление о себе складывается под влиянием мнений и оценок окружающих, при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков с нормами поведения, принятыми в данном обществе.

Правильная самооценка помогает отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы и возможности с поставленными целями и реальными трудностями. В подростковом возрасте, на который приходится процесс формирования самосознания, самооценка чаще всего бывает неадекватной. При этом подростки завышают или занижают свои возможности. В первом случае подростки относятся к себе, как уже к обладающим нужными престижными качествами и способностями (завышенная самооценка), во втором относят себя к типу людей, у которых таких качеств и способностей нет (заниженная самооценка).

Как показывают исследования, обычно завышенная самооценка встречается у тех подростков, у которых не все благополучно в общении со сверстниками. Если их не уважают, считают глупыми, они в ответ выбирают позицию: «На самом деле я выше всех вас, вместе взятых!» - что позволяет им внутренне отгородиться от связанных с этой ситуацией переживаний. Хотя вполне возможно, что те, кто оценивает себя выше окружающих и показывает им это, именно таким поведением и провоцируют к себе неприязненное отношение.

Заниженная же самооценка бывает у тех подростков, у которых наблюдается низкая психологическая устойчивость. Им трудно делать что-либо в сложных ситуациях, вызывающих стресс, или в условиях недостаточного времени. Но нужно учитывать, что за внешними проявлениями, характерными для низкой самооценки, может скрываться и завышенная. Такой человек ничего не берется делать, потому что очень боится, что у него ничего не получится — и тогда будет нанесен серьезный удар по его обостренному самолюбию.

Следовательно, что для него комфортнее ничего не делать и оценивать себя высоко, чем сделать что-то, рискуя встретиться с неудачей, которая даст подростку негативное представление о себе. Если подросток обладает низкой самооценкой, то из этого далеко не всегда следует, что он будет воспринимать себя как человека отрицательного во всех отношениях, недостойного уважения и почитания. Скорее, он будет воспринимать себя нейтрально. То есть низкая самооценка чаще выражается не в том, что человек настроен по отношению к себе отрицательно, а в отсутствии настроя положительного. Кроме того, такие подростки обычно плохо себя знают и не имеют устойчивого представления о себе, их самовосприятие резко и непредсказуемо меняется под действием даже мелких и случайных успехов или неудач.

Очень часто порождаемая этим глубокая неуверенность и тревожность, скрываются под маской вызывающего поведения и грубости. Ведущие себя так подростки чаще, чем их сверстники, попадают в различные неприятные истории и оказываются жертвами преступлений.

Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости («ранимости»), грубости, частых конфликтах с окружающими.

Страницы: 1 2 3


Сущность межличностных отношений
Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения включают: 1) восприятие и понимание людьми друг друга; 2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия); 3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое). Компонент ...

Детерминация возникновения девиаций в поведении подростков
Подростки от 14 до 18 лет составляют около 8% населения всей страны, однако на их долю приходится 16% регистрированных преступлений. За последнее десятилетие преступность выросла в 1,5 раза. В 2008 году по данным КДН 2/3 совершенных преступлений подростками составляли корыстные и корыстно-насильственные преступления. В преступности нес ...

Организация и методы исследования
Проводилось исследование особенностей влияния тренинга общения на социальный статус личности школьника с целью изучения возможности применения тренинга общения как формы оказания психологической помощи. В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: необходимо оказывать психологическую помощь школьникам для повышения ...