Psfine

Позитивная психология

Материалы » Технологии развития Я-концепции у детей и подростков » Формирование Я-концепции у подростков. Формирование внутренней позиции личности подростка

Формирование Я-концепции у подростков. Формирование внутренней позиции личности подростка
Страница 2

Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, питает интерес к тому, чтобы узнать себя полнее и глубже. Формируется так называемая «внутренняя позиция личности», осмысление того положения, которое занимает подросток в настоящее время, и какое он будет занимать в будущем. Именно эта позиция, формируясь на основе осмысливания самого себя и своего жизненного опыта, определяет отношение подростка к окружающему миру и к себе.

Образ себя зачастую «высвечивается» в сознании подростка настолько ярко, что ему кажется, будто все окружающие только и делают, что думают о нем. Это явление получило в психологии название «воображаемая аудитория».

Подростки столь интенсивно себя оценивают и анализируют, что легко поддаются иллюзии, будто все за ними наблюдают и критически его оценивают. Они как бы «театрализируют» собственную жизнь: все время вычисляют и учитывают воображаемые реакции на их поведение, внешность, образ чувств и мыслей со стороны некой воображаемой ими аудитории. В результате их реакция на это мнимое внимание окружающих выражается либо в агрессии, либо в стеснительности. При этом друг друга они замечают мало, ибо роль обозреваемого для них более значима, чем роль обозревателя.

Смягчение, угасание подросткового эгоцентризма происходит по мере развития близких, непосредственно-личностных отношений со сверстниками, делящимися друг с другом своими переживаниями, оценками и демонстрирующими саму возможность взаимопонимания.

В подростковом возрасте при восприятии окружающих людей (и самих себя) на первом месте, как правило, оказываются чисто внешние особенности — специфика телосложения, детали облика, одежда и прическа.

В результате взрослых зачастую повергает в удивление то, как их воспринимают подростки, по каким признакам о них судят. Так для учителя иногда оказывается сильным шоком, когда школьники подростки забывают не то что содержание прошлого урока, но даже его тему, зато прекрасно запоминают, в чем учитель был одет на этом уроке. И это не является свидетельством плохого ума ребенка, это просто возрастная закономерность воспитания людей. Потом по мере взросления важность внешних признаков становится меньше, и на первое место выходит характер и индивидуальность другого человека, выражающаяся в поведении.

Тоже касается и самовосприятия: большинству подростков детали собственной внешности представляются важнее душевных качеств, но по мере дальнейшего взросления люди, как правило, приходят к другому убеждению. Идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой Я-концепции в целом.

Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Для подростков характерно желание отличаться от других людей, однако для большинства из них оно двойственно по своей природе. Они хотят, чтобы их считали «современными», «своими», «идущими в ногу», но в то же время опасаются потерять свою индивидуальность, раствориться в толпе сверстников. Стремление выделиться принимает чаще всего довольно примитивные формы: необычная одежда, странное поведение. Подростки любят, когда окружающие бурно реагируют на эти их проявления. Аффективные реакции, особенно часто возникающие в ответ на замечание о «недостатках» внешности подростка или при попытке «ущемить» его самостоятельность, с точки зрения взрослых кажутся неадекватными. Пик эмоциональной неустойчивости приходится на 11-13 лет, у девочек на 13-15 лет.

В старшем подростковом возрасте фон настроения становится более устойчивым, бурные аффективные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний.

Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость, сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность в суждениях, сменяется легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении — желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью. Романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.

Проблема формирования личности подростка — одна из наиболее сложных и наименее разработанных в возрастной психологии. И.С.Кон, обоснованно подчеркивает, что, говоря о личности подростка, мы должны постоянно иметь в виду не только возраст или фазу развития изучаемого индивида, но так же:

Страницы: 1 2 3


Теоретический обзор полоролевой идентичности и её взаимосвязи с поведением. Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст — трудный период психического развития. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности ли ...

Проведение исследования
Было проведено исследование двух групп по 10 человек. Группа А –испытуемые от 18 до 28 лет, группа В – испытуемые от 28 до 38 лет. Испытуемым было предложено ответить на вопросы шкал согласно инструкциям. Обработка результатов проводилась следующим образом: 4) Было проведено определение показателей ситуативной и личностной тревожност ...

Приложения
Приложение А Упражнения для средней группы (4-5 лет) 1. «Мысленная картинка» Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе. 2. «Какие девочки, – какие мальчики» Ведущий бросает детям мячик, называя поочередно то качество ...