Psfine

Позитивная психология

Темперамент
Страница 1

Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека.

Темперамент

- совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности. www.localtransport.ru

Еще в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

В настоящее время выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность.

Активность выражается в различной степени стремления активно действовать, проявлять себя в разнообразной деятельности. Проявление активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, большая энергия, страстность и стремительность в психической деятельности, движениях и речи, а с другой - пассивность, инертность, медлительность, вялость психической деятельности, движения и речи.

Второй показатель динамичности - эмоциональность - выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и силе эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости к эмоциональным воздействиям).

Различают четыре основных вида темперамента, которые получили следующие названия:

- сангвинический (живой),

- флегматический (медленный, спокойный),

- холерический (энергичный, страстный)

- меланхолический (замкнутый), склонный к глубоким переживаниям).

Древнегреческий врач Гиппократ (V - IV вв. до нашей эры) считал, что темпераменты объясняются различными соотношениями основных видов жидкости в организме и тем, какая из них преобладает: кровь (по-латински “сангвис”), слизь (по-гречески “флегма”), красно-жёлтая желчь (по-гречески “холе”) или чёрная желчь (по-гречески “мелайн холе”). Теперь ясно, откуда взялись названия темпераментов и сам термин “темперамент”.

Темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или со способностями).

Подлинно научное объяснение темпераментов даёт учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. И.П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) силу процессов возбуждения и торможения;

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

3) подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность её переносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Противоположное свойство - слабость нервных процессов - характеризует неспособность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение.

Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других равновесие не наблюдается: преобладает процесс торможения или возбуждения.

Подвижность нервных процессов - это способность их быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.

Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определениям типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Исследование по физиологическим особенностям
1. Определение ведущего полушария на основе концепции в двух сигнальных системах. Испытание проводится по лабораторной №1 (по Е.А. Рушкевичу) Цель работы: определение ведущего полушария головного мозга. Оборудование: 9 карточек, где написано по одному слову. Инструкция: "Разложи карточки на 3 группы по три в каждой так, чтобы в ...

Игра "Муха"
Эта игра также направлена на развитие концентрации внимания. Для ее проведения потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3х3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки и т.д.). Игра проводится в течение 5—10 мин., 2—3 раза в неделю в течение 1—2 месяцев. Играть могут дети 7—17 лет. Задание выпол ...

Правильная постановка целей
1. Конкретность цели Максимальная конкретность, подкрепление высших целей, временные ограничения, циклическая модель успешной деятельности. 2. Критерии достижения результата Установить конкретные критерии достижения цели. Чем более конкретна цель, тем легче определить критерии (чувственная достоверность) её достижения. Во многих сфер ...