Psfine

Позитивная психология

Темперамент
Страница 3

Положительные стороны холерического темперамента - энергия, активность, страстность, инициативность. Отрицательные же проявления - общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам - часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности.

Меланхолический темперамент.

У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, пессимизм. Такой человек чуждается коллектива, уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственные переживания. Но в благоприятных условиях, при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в искусстве - музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.

Характеристика основных видов темперамента.

Американский психолог Айзенк предложил методику определения темперамента конкретного индивидуума, на основе обработки психологического теста.

Шкалы определения темперамента человека:

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ШКАЛА (от 0 - крайняя левая точка - до 24 - правая крайняя точка) - шкала эмоциональной восприимчивости - характеризует уровень общительности человека

¨  2 и менее балла - глубокий интроверт - крайне необщительный, замкнутый человек;

¨  10 и менее, до 2-х, баллов - интроверт, необщительный, замкнутый человек;

¨  11 - 13 баллов - средний уровень общительности, человека не угнетает ни отсутствие общения, ни его избыток;

¨  14 и более баллов - экстраверт, общительный человек;

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ШКАЛА - шкала нейротизма (тревожности), характеризует эмоциональную устойчивости - неустойчивость человеческой психики;

¨  норма - 11 - 13 баллов - личность в меру эмоционально устойчива. Раздражители воспринимаются адекватно: надо - тревожится, не надо - не тревожится;

¨  10 и менее баллов - эмоционально неустойчивая личность, тревожится всегда, даже когда не нужно тревожить;

¨  14 и более баллов - эмоционально устойчивый человек вплоть, до эмоциональной холодности.

Сочетание показателей личности человека, по результатам психологических тестов по методике Айзенка, и характеризует тип темперамента индивидуума:

Таблица 1

Шкала

Меланхолик

Флегматик

Холерик

Сангвиник

H>12

Н<12

H>12

H<12

Э<12

Э<12

Э>12

Э>12

Страницы: 1 2 3 4


Активное слушание
Умение слушать является критерием коммуникативности. Говорят, что курс общения в древнегреческих школах красноречия состоял на десять процентов из обучения самому красноречию и на девяносто процентов из обучения умению слушать. Замечено, что человек, внимательно слушающий, тратит не меньше, а порой и больше энергии и сил, чем говорящий. ...

Исследование адаптации детей с синдромом Дауна в семье. Организация исследования детско-родительских отношений в семьях детей с болезнью Дауна
В семье должен быть обеспечен здоровый психологический климат, должны выполняться рекомендации лечебно-оздоровительного и воспитательного характера, обеспечивающие полноценное развитие личности ребенка. Важными являются вопросы питания, режима дня, двигательной активности ребенка, система его закаливания, общения с ним. Наряду с воспит ...

Организация целенаправленного наблюдения младших школьников за людскими характерами в учебном процессе
Уроки русского языка, литературного чтения, изучение курса «Человек и общество» позволяют включать в дидактический процесс организацию преднамеренного наблюдения над людскими характерами. Методами организации таких наблюдений являются: 1) тесты на выявление способностей к эмпатии; 2) метод решения психолого-педагогических задач; 3) р ...