Общая характеристика младшего школьного возраста и самооценки свойственной
для этого периодаСтраница 1
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Этот период ещё можно назвать - периодом значительных позитивных изменений. Поэтому очень важны достижения самого ребенка:
а) в познании;
б) в приобретении умений и навыков учебной деятельности;
в) во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями;
г) в обретении уверенности в себе, своих возможностях;
д) в развитии потребности в успехе.
Сделать это в дальнейшем, за пределами этого чувствительного к изменениям возрастного периода, будет трудно.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления в школу. В настоящее время границы данного периода установлены с 6 - 7 до 9 - 10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения [7, с. 3].
При изучении конкретных вопросов обучения младшего школьника следует иметь в виду:
а) развитие и формирование личности младшего школьника - процесс социальный: ребенок занимает социальную позицию школьника;
б) развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника;
в) с поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности. В отличие от игры оно носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематический характер;
г) деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями со взрослыми и сверстниками [1, с. 19].
Младший школьный возраст сензитивен для становления такого компонента самосознания, как самооценка, которая содержит оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. От того, как окружающие относятся к ребенку, зависит и его отношение к самому себе. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива. Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этих результатов всегда дают окружающие взрослые - учитель, родители. Вот почему именно их оценка определяет самооценку учащихся начальных классов. Способность реагировать на себя с точки зрения других развивается в общении со взрослыми и сверстниками и в коллективной деятельности [22, с. 99].
Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов она имеет тенденцию изменяться.
Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, являются школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания.
Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т.п., наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. Поэтому следует помнить, что необходимо различать оценку деятельности и оценку личности. Недопустимо переносить оценку отдельных результатов деятельности на личность в целом. Младшие школьники еще слабо дифференцируют эти понятия. Поэтому негативный отзыв о своей работе они воспринимают как оценку: ты - плохой человек.
Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней он не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения и, описывая качества наиболее популярных сверстников, указывают в первую очередь на ум и знания [22, с. 100].
Характеристика творческих способностей и креативности
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ран ...
Особенности психодиагностической работы и разработка коррекционной
программы развития познавательных процессов младших школьников
Психодиагностика – это область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития, достигнутого индивидом или группой. В качестве объекта психодиагностической оценки может выступить практически все, что изучает психология, начиная от ощущени ...
Развитие фотографической зрительной памяти
Фотографическая зрительная память, позволяющая длительно удерживать и быстро восстанавливать в памяти зрительные образы, будет полезна не только для динамического чтения. Следующее упражнение поможет развить такую способность.
"Фотографирование информации"
За одну секунду (это время произнесения слов "двадцать один" ...