Особенности подросткового возраста как фактор риска развития зависимости от
психоактивных веществСтраница 1
Подростковый возраст с давних пор считается фактором, способствующим развитию алкоголизма и токсикомании. В подростковом возрасте, в периоде полового созревания, поведение в значительной степени определяется характерным для этого периода жизни реакциями: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечениями (хобби), имитации и формирующимся сексуальным влечением. Именно эти реакции могут оказаться факторами, как способствующими злоупотреблению психоактивными веществами, так и препятствующими аддиктивному поведению. Поэтому имеет смысл подробнее остановиться на поведенческих реакциях пубертатного периода.
Реакция эмансипации проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, руководства, покровительства со стороны родных, воспитателей, преподавателей, вообще, всех старших по возрасту. От установленных ими порядков, правил и законов. Все, что уважается и ценится взрослыми, подростками отвергается. Реакция эмансипации может быть направлена как на конкретных взрослых (родители, учителя и т. д.), так и на все взрослое поколение в целом. В последнем случае, когда реакция эмансипации сочетается с реакцией группирования со сверстниками, поведение может становиться асоциальным, достигать уровня молодежного бунта.
Реакция увлечения (хобби), в отличии от реакции эмансипации, как правило, препятствует аддиктивному поведению. Более того, появление стойких интересов и увлечений способствует резкому сокращению приема спиртных напитков в старшем подростковом и юношеском возрасте.
Особенно противодействующим фактором являются интеллектуально-эстетические хобби (увлечения литературой, историй, философией и т. д.). Телесно-мануальные хобби (стремление развивать силу, ловкость, достигать высоких спортивных результатов и т. д.) препятствует аддитивному поведению. Однако эти увлечения могут подтолкнуть подростка к употреблению допингов в виде анаболических стероидов и (или) стимуляторов, чтобы добиться максимальных достижений.
Единственное исключение составляет особый вид хобби, названный информационно-коммуникативным. Такие подростки все время отдают бездумному общению со сверстниками, поглощению и обмену малозначимой и не требующей никакой интеллектуальной переработки информацией. Отсюда следует тяготение к асоциальным компаниям сверстников. Такое поведение легко сочетается со употреблением алкоголем, знакомством с различными наркотическими и токсическими веществами. Однако главным побудительным мотивом и фактором способствующим аддиктивному поведению, является не сама жажда новой информации, а влияние асоциальных компаний, где этой информацией обмениваются.
Реакция имитации, то есть стремление подростка копировать поведение, манеру общаться и одеваться, вкусы и пристрастия людей, обычно более старших по возрасту, к которым он испытывает положительные чувства - от уважения до слепого почитания и обожания кумира. Реакция имитации может как способствовать, так и препятствовать
нарушению поведения. Если объект или объекты имитации ведут образ жизни, связанный с употреблением алкоголя и наркотиков, то и подросток будет следовать их примеру. Наоборот, если «кумир» ратует за здоровый образ жизни, интересные увлечения, занятия спортом, то его поведение будет играть роль достаточно мощного антинаркотического фактора.
Отдельно следует сказать о так называемой отрицательной реакции имитации, когда подростки из асоциальных семей строят свой образ жизни исходя из противоположного тому, что видели в родительских семьях. Такие подростки становятся абсолютными трезвенниками и категорически осуждают употребление любых психоактивных веществ, прилежно учатся, достигают карьерного роста, строят благополучные семьи. К сожалению, это случается гораздо реже, чем обратное: влияние неблагополучной семьи является достаточно мощным фактором, способствующим аддиктивному поведению.
Основы сплоченности семьи
На наш взгляд, представляется весьма интересной классификация стадий жизненного цикла предложенная Дювалем, включающая восемь стадий, из которых в нашем эмпирическом исследования мы рассмотрели три следующие.
1) Супружеские пары без детей. Задачи стадии: сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопр ...
Изучение особенностей межличностного взаимодействия подростков в классном
коллективе. Исследование межличностных взаимоотношений в
классном коллективе
Как показало теоретическое исследование, школьный класс – группа детей одного возраста, воспитание которых осуществляется педагогом профессионалом через организацию вне учебной деятельности, включение в общешкольные мероприятия, через корректировку отношений детей, обучающихся в классе, и их учителей, через связи с родителями. Это и уче ...
Аспекты профессионального выгорания
Первый
— снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второй
— одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.
Третий
— эмоциональное истощение, соматизация. Уста ...