Psfine

Позитивная психология

Материалы » Общая психология » Раскройте понятие о темпераменте и дайте характеристику его физиологической основе. Охарактеризуйте типы темперамента

Раскройте понятие о темпераменте и дайте характеристику его физиологической основе. Охарактеризуйте типы темперамента
Страница 1

Понятие о темпераменте и физиологическая основа темперамента. Еще в глубокой древности учёные наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

В настоящее время выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность.

Активность выражается в различной степени стремления активно действовать, проявить себя в разнообразной деятельности, Проявление активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, большая энергия, страстность и стремительность в психической деятельности, движениях и речи, а с другой - пассивность, инертность, медлительность, вялость психической деятельности, движения и речи.

Второй показатель динамичности - эмоциональность - выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и силе эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости к эмоциональным воздействиям).

Различают четыре основных вида темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкнутый), склонный к глубоким переживаниям).

Древнегреческий врач Гиппократ (V - IV вв. до нашей эры) считал, что темпераменты объясняются различными соотношениями основных видов жидкости в организме и тем, какая из них преобладает: кровь (по-латински "сангвис"), слизь (по-гречески "флегма"), красно-жёлтая желчь (по-гречески "холе'") или чёрная желчь (по-гречески "мслайп холе"). Теперь ясно, откуда взялись названия темпераментов и сам термин "темперамент".

Темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или со способностями).

Подлинно научное объяснение темпераментов дает учение И.И. Павлова о чипах высшей нервной деятельности.

И.П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: 1) силу процессов возбуждения и торможения: 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения; 3) подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность её переносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Противоположное свойство - слабость нервных процессов - характеризует неспособность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение.

Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей -эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других равновесие не наблюдается: преобладает процесс торможения или возбуждения.

Подвижность нервных процессов - это способность их быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.

Страницы: 1 2 3 4


Объект и методы исследования.
Диагностика отклонений в поведении основывается на знании общих и специфических закономерностей психологического развития нормально развивающегося ребенка. Расстройства поведения характеризуются: • стойким, повторяющимся диссоциальным поведением (при котором нарушаются основные права других людей; нарушаются важнейшие соответствующие ...

Агрессия и намерение
В нашем определении термин агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба порождает немало серьезных трудностей. Во-первых, вопрос в том, что мы подразумеваем, говоря, что один человек намерен навредить другому. Обычное объ ...

Операциональные средства формирования навыков понимания другого человека младшими школьниками. Учебники по литературному чтению как средство развития у младших школьников навыков понимания других лю
Намечая пути совершенствования начального образования, Н.К.Крупская писала: «Мы много говорим школе о наблюдениях над явлениями природы, социальными явлениями, наблюдениям же над живыми людьми, их взаимоотношениями не уделяем должного внимания. А между тем они имеют огромное значении» [5]. Проведенный нами анализ психолого-педагогическо ...