Psfine

Позитивная психология

Теории эмоций
Страница 4

Благодаря исследованиям в области электроэнцелографии в 1930-1940 годах, функциональный подход получил поддержку со стороны физиологов и психологов. Особенно этому способствовало открытие роли ретикулярной системы во взаимодействии коры мозга и подкорковых структур.

Активационная теория эмоций

Дискуссии о природе эмоций в 1920-е годы приводят большинство психологов и физиологов к описанию эмоций в контексте энергетических и фоновых процессов. Эмоции определяются как качественно своеобразные «сущности», занимающие свое отдельное место в процессах жизнедеятельности.

Наиболее радикальной в отрицании эмоциональных явлений как качественно специфичного класса была Элизабет Даффи, которая утверждала, что существующие описания даже самых сильных эмоций не отличаются от описания поведения в целом. «Изменения в уровне энергии, в степени организации ответов и в состояниях сознания происходят в континууме. И в этом континууме нет точки, где «неэмоциональный» уровень энергии неожиданно переходит в «эмоциональный»; на нем нет и точки, где «неэмоциональный» уровень дезорганизации переходит в «эмоциональный» уровень дезорганизации, так же как и на нем нет точки, где «неэмоциональное» состояние сознания переходит в «эмоциональное»».

В связи с тем, что активационная теория оставляла вне своего внимания целый ряд важных вопросов, касающихся различий между эмоциональными явлениями одной и той же интенсивности или длительности, о различии в их функциях и времени созревания, она не приобрела большой популярности в психологии эмоций. Без этого объяснение места эмоций в поведении людей оказывается неполным.

Мотивационная теория эмоций

Сторонники и последователи Эпикура неизменно считали, что люди стремятся к удовольствию и избегают неудовольствия. При этом предстоящее удовольствие выступает и побуждением, и тем, что придает смысл поведению (естественно, только в том случае, если такая цель соответствует нормативным ожиданиям тех, кто стремится к этому удовольствию).

В научной психологии неоднократно высказывались идеи о роли эмоций в мотивации поведения. Фредерик Бартлет отмечает, что эмоции обеспечивают побуждения неспецифического характера для выполнения необходимого действия. Возникновение эмоций означает указание организму на столкновение несовместимых тенденций к действию (отрицательные эмоции) или на происходящую или возможную интеграцию этих тенденций (положительные эмоции).

Другой сторонник мотивационной теории Пол Янг предложил рассматривать эмоции не столько как мотив, сколько как знак того, что мотив актуализирован, заблокирован или реализован. Только в случае развития эмоций в стабильные отношения, они могут становиться мотивирующим фактором. Янг считал, что регулирующая и направляющая функция эмоций реализуется благодаря максимализации положительных переживаний и минимализации отрицательных, что и ведет к развитию старых и формированию новых мотивов.

Интерес мотивационной теории заключается в том, что конкретные эмпирические работы, проводимые в рамках этой теории, позволяют описать включенность эмоций в процессы регуляции, как познания так и работы организма.

Теория базовых эмоций

Одним из первых приверженцев этого подхода был Карл Йоргенсен, который считал, что главным показателем базовых или «фундаментальных» эмоций является отсутствие связи с каким-либо познавательным содержанием.

Другой ученый, Уильям Мак-Дугал, связывает первичные эмоции (как наиболее простые и далее не разложимые) с основными инстинктами: 1) инстинкт бегства и эмоция страха, которая по его мнению, служит фактором социальной дисциплины, ибо научает людей контролировать свои эгоистические импульсы; 2) инстинкт отталкивания и эмоция отвращения; 3) инстинкт любопытства и эмоция удивления; 4) инстинкт драчливости и эмоция гнева; 5) инстинкт самоуничтожения (или покорности) и эмоция покорности; 6) инстинкт самоуверенности и эмоция самовосхваления; 7) родительский инстинкт и эмоция нежности. Мак-Дугал не отрицает важного значения полового, пищевого и стадного инстинктов, однако он не находит для них соответствующих первичных эмоций. Все связанные сними переживания он относит к так называемым сложным и вторичным эмоциям. Однако в качестве трех главных чувств он называет любовь, ненависть и уважение. Внутри каждого типа чувства дифференцируются по степени конкретности или обобщения их предмета: чувство любви к конкретному ребенку, чувство любви к детям вообще, чувство любви к справедливости. При этом чувства различаются по силе и влиянию на поведение. В качестве двух первичных модальных чувств называются удовольствие и страдание или удовлетворение – неудовлетворение, которые окрашивают и характеризуют все побуждения. Удовольствие – это следствие и знак полного или частичного успеха, а страдание – следствие полной или частичной неудачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Этапы становления психодиагностики
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX веке под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Первым ее источником стала экспериментальная психология , поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностич ...

Развитие психодиагностики с 1930-го и в наши дни
В 1930-е годы появилось много новых тестов. Большинство из них были разработаны в Соединенных Штатах. Так, в 1936 году по числу посвященных им публикаций лидировали следующие пять тестов: Стэнфорд-Бине - 141, тест Роршаха - 68 публикаций. Последующие места заняли Личностный опросник Бернрейтера, Измерители музыкального таланта Сишора и ...

Практическое исследование одаренности школьников. Организация и проведение исследования
Экспериментальное исследование построено нами в несколько этапов.1-этап – это, пожалуй, наиболее традиционный, будем так говорить, классический этап в работе психолога - тестирование на “входе”, т.е. психологическая диагностика детей. Этот этап входит в спектр работы психолога в любом типе учебных заведений – будь это инновационное или ...