Словарь основных понятий по курсу «Методологические основы психологии» [8]Страница 1
Аналитическая психология - система взглядов швейцарского психолога К.Г.Юнга, в которой как и в концепции психоанализа Фрейда, придается особое значение бессознательному. Однако наряду с его личной формой существования выделяется и коллективное бессознательное как автономное психическое явление, а в концепции бессознательного особое место отводится архетипам.
Аналогий метод (от греч. analogоs - соответственный, соразмерный) - логический метод получения нового выводного знания о предмете (явлении) на основе уподобления его другому, нахождение сходства с более изученным, в плане каких-либо свойств, признаков, отношений, актуализации ассоциаций. При этом сравниваемые предметы, явления в целом являются различными.
Ассоцианизм - учение в психологии, рассматривающее психическую жизнь человека как соединение отдельных (дискретных) явлений психики и придающее особое значение принципу ассоциации при объяснении психических явлений.
Ассоциация (от лат. assoziatio - соединение) - связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями, образами и т.д.) проявляющаяся рефлекторно, бессознательно, актуализация хотя бы одного члена а. влечет за собой появление другого. Психофизиологической основой а. считается условный рефлекс. Запоминание по ассоциации является одним из путей совершенствования памяти.
Ассоциативно-рефлекторная теория (от лат. assoziatio - соединение и reflexus - отраженный) - психолого-педагогическая теория обучения, опирающаяся на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга. В соответствии с а.р.т. усвоение знаний, навыков, умений осуществляется как процесс образования в сознании различных ассоциаций. Это образование включает в себя восприятие, осмысление, запоминание и применение полученных знаний на практике. Центральным звеном этого процесса выступает осмысление.
Бихевиоризм (от анг. behaviour - поведение) - одно из ведущих направлений в американской психологии, получившее широкое распространение и в других странах. Оно сводит изучение предмета психологии прежде всего к анализу поведения. При этом порой невольно из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые в принципе не наблюдаемы непосредственно. Поведение же понимается ортодоксальными бихевиористами как совокупность отношений "стимул-реакция" (С-Р). Родоначальники б. Э.Торндайк, Дж.Уотсон. Необихевиоризм в той или иной степени отказался от классической формулы б. и пытается учесть и факты сознания как реальные детерминанты поведения человека. Многие выводы, достижения б. плодотворны с научной точки зрения и исключительно практичны.
Генетическая психология - учение, разработанное женевской психологической школой Ж.Пиаже и его последователями, изучающая происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в его детском возрасте. Ее психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма (центрация) через децентрацию к объективной позиции путем экстерио- и интериоризации.
Гештальтпсихология (от нем. gestalt - целостная форма, образ, структура) - одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половины ХХ века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание г. уделила исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам. Главные представители этого направления - немецкие психологи М.Вертхеймер, В.Келнер, К.Коффка.
Глубинная психология (от нем. tifenpsychologie - букв. глубинная психология) - ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых - бессознательное как главный фактор организации человеческого поведения (см.: фрейдизм, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм). Л.С.Выготский противопоставил системе этих направлений г.п. "вершинную", изучающую зависимость психических функций как от факторов бессознательного, так и от исторически изменчивых форм культуры.
Гуманистическая психология - направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и у нас в стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку.
Найти проблему
Как вы уже убедились, мы говорим не о мышлении в узком, специальном смысле слова, а скорее, об организации умственной деятельности, но акцентируем внимание па мышлении. Еще одним принципом грамотного мышления является проблематизация воспринимаемого и усваиваемого материала.
Для многих слово "проблема" имеет негативную окраск ...
Логические схемы
Схема 1.Структура общения
Схема 2.
Схема 3
Схема 4 ...
Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в
системе психологических категорий
Любовь - это все, и она воздействует на все, и о ней можно говорить все, ей можно и все приписывать.
Джордано Бруно
Дж. Каннигел и Дж. Антил отмечают: "все сказанное о любви верно, хотя бы для кого-нибудь" (цит. по К. Романова [318], с.338). Частотные словари современного языка свидетельствуют о том, что "любовь" о ...