Psfine

Позитивная психология

Материалы » Методологические основы психологии » Словарь основных понятий по курсу «Методологические основы психологии» [8]

Словарь основных понятий по курсу «Методологические основы психологии» [8]
Страница 3

Принцип реальности - принцип регуляции психической жизни личности в теории З.Фрейда, согласно которому инстинкты, влечения, бессознательное, "Оно", "Я" проявляются через фильтры требований, предъявляемых реальными ситуациями, они не могут удовлетворяться в социально отвергаемых формах. Самая подробная информация stiga ремень на сайте.

Принцип самодетерминации - принцип психофизиологии, требующий искать причины поведения организма не столько во внешней среде, внешних влияниях, сколько в самом организме, в котором эти воздействия представлены "в снятом виде" (А.А.Ухтомский и др.).

Принцип системности - принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом, а целостный анализ развития и функционирования психики как системы не сводить к анализу суммы изменений ее элементов. П.с. имеет много общего с принципом личностного подхода.

Принцип удовольствия - принцип регуляции психической жизни личности в теории З.Фрейда, согласно которому активность личности проявляется в бессознательном, спонтанном стремлении избегать отрицательных эмоций (неудовольствия) и достигать положительных эмоций (удовольствия). П.у. как бы противостоит принципу реальности. Диалектическая дистрибуция этих двух принципов по теории З.Фрейда в значительной степени определяет направленность активности личности.

Принцип функциональной автономии - принцип функционирования личности обоснованный американским психологом Т.Олпортом, суть которого заключается в том, что мотивы, возникшие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно.

Принципы психологии - основополагающие, исходные идеи, положения, выступающие как методологические требования к исследованию, изучению психических явлений. Психология основывается на философских и общенаучных принципах: единства и борьбы противоположностей, отрицания, перехода количественных изменений в качественные, объективности, всесторонности, единства исторического и логического, единства содержания и формы, единства явления и сущности, принципа отражения и др. На базе всеобщих, философских, общенаучных принципов сложились и разнообразные собственно п.п., прочно вошедшие в структуру данной науки: принцип детерминизма, единства внешних воздействий и внутренних условий, активности сознания личности, единства психики и деятельности, личностного подхода, системности, развития и др.

Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение) - учение, разработанное З.Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека.

Психологизация наук - объективная тенденция взаимодействия психологии с другими науками (социологией, педагогикой, военной наукой, экономикой, техническими науками и т.д.), помогающая им в решении их частных проблем.

Психофизика - психологическая дисциплина, изучающая количественные отношения между физическими характеристиками стимула и интенсивностью ощущения, возникающего как ответ на этот стимул. В настоящее время в п. выделились два больших раздела - психофизика - I и психофизика - II. П. - I - раздел психофизики, исследующий проблему измерения сенсорной чувствительности, порогов ощущений. П. - II - раздел психофизики, исследующий проблему психофизиологических шкал.

Структурная психология - одно из направлений зарубежной психологии (В.Вундт, Э.Титченер и др.), основное внимание уделявшее структурной организации психического, отношениям между его структурными элементами. С.п. подверглась критике со стороны гештальтпсихологии и функциональной психологии.

Феноменалистическая психология - направление зарубежной, главным образом, американской (Р.Бернс, К.Роджерс, А.Комбас) психологии, объявившей себя "третьей силой" и в противовес бихевиоризму и фрейдизму обратившая главное внимание на целостное человеческое "Я", его личностное самоопределение, его эмоции, отношения, ценности, убеждения. Ф.п. рассматривает поведение личности как результат восприятия ею ситуации.

Фрейдизм - общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения З.Фрейда, психоанализа и работавших над созданием единой психотерапевтической концепции. В дальнейшем ф. возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для ф. характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека.

Страницы: 1 2 3 


Теоретические основы исследования проблемы межличностных отношений подростков с девиантным поведением. Возрастные психологические особенности подростков с девиантным поведением
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведен ...

Мыслительные операции
Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.[7] Анализ - мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиен ...

Анализ результатов.
В группе «А» среднее значение ситуативной тревожности составляет 34,8 баллов, среднее значение личностной тревожности составляет 41,4 баллов. Это умеренный уровень тревожности. Группа «А» достаточно активна, имеет четко ориентированные интересы. Это достаточно уверенная в себе группа. Самые низкие показатели у испытуемого НА: СТ – 29, ...