Psfine

Позитивная психология

Теории эмоций
Страница 5

Одним из продолжателей этого направления был Роберт Плачик, который также придавал особое внимание тому, какие эмоции являются первичным, какие производными и выделяет общие свойства «первичных эмоций». По Плачику, эмоции можно считать первичными, если:

1) они релевантны базовым биологическим адаптивным процессам;

2) могут быть найдены в той или иной форме на всех эволюционных уровнях;

3) не зависят в своем определении от конкретных нейрофизиологических структур или частей тела;

4) не зависят в своем определении от интроспекции (хотя она и может быть использована;

5) могут быть определены первично в поведенческих («стимульно-реактивных») терминах.

Плачик выделяет 8 основных прототипов эмоционального поведения и соответственно им виды первичных эмоций.

1. Инкорпорация – поглощение пищи и воды – принятие, одобрение.

2. Отвержение – реакция отторжения, экскреция, рвота – отвращение.

3. Разрушение – попытка устранения препятствия на пути удовлетворения – гнев

4. Защита – попытка избежать разрушения, первоначально ответ на боль, а затем на угрозу боли – страх.

5. Репродуктивное поведение – реакции, сопутствующие сексуальному поведению, – радость.

6. Депривация – утрата объекта, приносящего удовлетворение, - горе, уныние.

7. Ориентировка – реакция на контакт с новым, незнакомым объектом.

8. Исследование – неупорядоченное изучение окружающей среды – любопытство, предвосхищение.

В те же годы Сильван Томкинс разрабатывает модель личности «Humanoton». В ней выделяется место первичных мотивов, которые, оказывая многообразное влияние на поведение, существенно отличаются от органических потребностей. Он вводит три вида активаторов эмоций: 1) активаторы уровня поддержания стимуляции, представленные частотой разрядов в нервной системе (это базовые эмоции гнева и печали); 2) активаторы снижения уровня стимуляции (радость); 3) активаторы повышения уровня стимуляции (испуг, страх, интерес). Отрицательные эмоции – это «аварийные сигналы», оценка нарушения баланса активации, но в целом им приписывается дезорганизующая функция.

Наиболее развернутое описание «базовых» эмоций приводит Кэрролл Изард. Он выделяет 5 критериев.

1) Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.

2) Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).

3) Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.

4) Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.

5) Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Соответственно поведенческим полярным парам ставятся в соответствие пары базовых эмоций: разрушение (гнев) – защита (страх); инкорпорация (принятие, одобрение) – отвержение (отвращение); репродукция (радость) – депривация (горе, уныние); исследование (предвосхищение) – ориентировка (удивление).

В свою очередь, каждое из этих измерений включает целый спектр сходных эмоций: например, отвержение включает в себя скуку, нежелание, антипатию, отвращение, омерзение, ненависть; депривация – задумчивость, меланхолия, печаль, скорбь.

В связи с тем, что обнаружены трудности в выявлении «чистых» «базовых» эмоций, исследования в этой области уменьшились. В реальности эти «чистые» эмоции встречаются крайне редко, в очень ограниченном контексте – при ситуациях, вызывающих экстремальные реакции, и в очень ограниченные периоды онтогенеза, когда только появляются все мимические компоненты. Это и привело к снижению интереса к теории базовых эмоций.

Эклектические модели эмоций

В современной психологии эмоций появляются модели, которые пытаются дать описание природы эмоций чисто собирательным образом. Они основываются на теоретических и эмпирических основаниях.

Согласно «функционалистской модели эмоций», эмоция представляет «попытку индивида установить, сохранить, изменить или закончить взаимоотношения между индивидом и окружающей средой по значимому для индивида поводу». При этом отмечается, что можно говорить о четырех источниках значимости воздействия, благодаря чему и возникает эмоциональный ответ: 1) отношение воздействия к нашим целям, к тому, что мы хотим; 2) социальные ответы значимых других; 3) гедонический тон воздействия; 4) воспоминание о чем-то подобном в прошлом. Эмоциональные воздействия рассматриваются как своеобразный комплекс, состоящий из таких компонентов, как «стремление или намерение», «оценка», «готовность к действию», «природа переживания», «когнитивные образы ситуации», «субъективное значение эмоций».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Диагностическое исследование толерантности на основе экспресс – опросника «Индекс толерантности» по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра «Гратис» был разработан экспресс – опросник «Индекс толерантности». В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальн ...

Игра "Муха"
Эта игра также направлена на развитие концентрации внимания. Для ее проведения потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3х3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки и т.д.). Игра проводится в течение 5—10 мин., 2—3 раза в неделю в течение 1—2 месяцев. Играть могут дети 7—17 лет. Задание выпол ...

Результаты констатирующего эксперимента
Рассмотрим результаты эксперимента. Для объективности и удобства анализа и оценки результатов деятельности детей, в каждой методике существует критерий оценки каждого задания. Методика №1, предложенная детям для выполнения, диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 5 – 7 лет, оценивалась по следующим критериям: - фикс ...