Psfine

Позитивная психология

Теории эмоций
Страница 1

Одним из первых на внешние проявления эмоциональных явлений, их внешнее проявление в поведении, обратил внимание создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. В 1872г. ученый опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности организма и эмоций. Он сформулировал три принципа выражения эмоций: 1) принцип полезных ассоциированных привычек (действия могут воспроизводиться по привычке или ассоциации при сходном возбуждении); 2) принцип антитеза (непроизвольное стремление к прямо противоположному действию); принцип порождения действий свойствами нервной системы (прямое действие нервной системы на выражение эмоций, независимо от воли и привычки).

Дарвин рассматривал изменение эмоций в процессе филогенеза (в основном при переходе от высших животных к человеку). Это рассматривалось им как процесс эволюции в результате естественного отбора. Исследователь пытался объяснить биологическое происхождение экспрессивных движений при различных эмоциях, однако ему это не очень хорошо удавалось. Дарвин признавал, что у человека чисто человеческий характер большинства эмоциональных явлений, не имеющий аналогов в животном мире. В тоже время он отмечает большую биологическую значимость эмоций у животных, что связывается с ролью эмоций в обеспечении необходимых для выживания действий. Например, потение кистей верхних конечностей у приматов облегчает им передвижение по ветвям деревьев при появлении хищников. Однако человеку это не помогает.

«Однако не представляется возможным, чтобы любое животное, пока его психические способности не развились до равной или приблизительно равной степени со способностями человека, могло близко присматриваться к своей наружности и быть чувствительным к своему собственному наружному виду. Отсюда можно вывести, что стыдливый румянец возник в очень поздний период, в длинном ряду поколений» (Дарвин, 1896, с. 220).

Указание Дарвина на роль специфических форм мимики и пантомимики, а также участие нервной системы в порождении эмоций оказало заметное влияние на последующих исследователей эмоций.

Последующие исследователи эмоциональных явлений лишь пытались объяснить специфику эмоций, не объясняя их природы. Это были Теодюль Рибо, Вильгельм Вундт и Теодор Липпс. Они не создали общих теорий, но внесли некоторое понимание в отдельные явления или аспекты эмоциональной сферы.

Рибо вводит понятие «эмоциональная память» и рассматривает эмоции сквозь призму патологий, выделяя стремление или двигательное состояние как первичный эмоциональный элемент.

Вундт описывает трехмерную модель эмоционального процесса (возбуждение – успокоение, удовольствие – неудовольствие, напряжение – разрешение) и предлагает конкретный путь эмпирического изучения. Эмоции, - говорил он, - это, прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся "непосредственными эффектами, которые чувства оказывают на течение представлений ." В телесных реакциях Вундт видел лишь "следствие", хотя и признавал, что "телесные следствия эмоций реагируют в свою очередь на движение души".

Липпс описывает механизм возникновения эмпатии как неосознанное «вчувствование» в состояние другого человека.

Затем создаются более общие теории, которые классифицируются в зависимости от главного вопроса, на который данная теория стремится дать ответ.

Первая группа теорий пытается ответить на вопрос: «Что порождает и/ или определяет то или иное качественно своеобразное эмоциональное явление?» Эта группа объединяет детерминистические теории, в центре внимания которых находится механизм возникновения тех или иных эмоциональных явлений.

Вторая группа теорий пытается ответить на вопрос: «Что делают или выражают эмоциональные явления?» Это функциональные теории, так как в центре внимания находится механизм воздействия тех или иных эмоциональных явлений на сознание, поведение и организм человека, на процессы социального взаимодействия; это описание функций эмоциональных явлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Организация исследования
Исследование проводилось индивидуально, анонимно, по стандартным текстам и инструкциям (смотри Приложение 2), обработка проводилась в соответствии с правилами. ...

Тренинг толерантности
Тренинги толерантности прошли широкую апробацию во многих регионах России, в том числе в республиках, областях и краях с высокой социальной нестабильностью и межэтнической напряженностью. Структурированность и детальная разработанность тренинга делает его доступным для проведения не только психологами, но и подготовленными педагогами и ...

Этнопсихологическое исследование различий в сфере внимания у школьников русской и татарской национальности.
Таблица №1. Данные, полученные в результате исследования концентрации и устойчивости внимания представителей татарской и русской национальности. Методика «Расстановка чисел» Методика Мюнстерберга Русские Татары Русские Татары 11 18 9 14 11 17 4 12 14 21 10 10 12 15 ...