Psfine

Позитивная психология

Материалы » Профессиональное и психологическое развитие личности студентов » Мотивационная сфера профессионального самоопределения

Мотивационная сфера профессионального самоопределения

А.Вербицкий условно разделил факторы, влияющие на выбор специальности и конкретного вуза на две большие группы: “внешние по отношению к вузу и внутренние, обусловленные характером организации самого образовательного процесса” [10, с. 100]. К внешним факторам отнесены влияние ближайшего окружения: мнение родителей, их социальный статус, материальное и демографическое положение семьи, а также влияние друзей и знакомых; социально-экономическая значимость данной профессии в обществе; профессиональное будущее: гарантии занятости, стабильности, высокооплачиваемой работы; условия работы; престижность будущей профессии. Поскольку минимальное влияние внутренних факторов на профессиональное самоопределение выпускников отмечалось выше, в настоящем разделе они рассматриваться не будут.

Влияние социально-демографических факторов. Как показывают результаты исследования И.А. Винтина [11], несмотря на то, что 65,6% в 1998 г. и 64,8% в 2001 г. Выпускников утверждают, что выбор будущей профессии и ВУЗа они сделали сами, в то же время они отмечали, что на выбор 53% и 42,6% оказала влияние мама, 23,8% и 27,8% - новая информация о профессиях, 27,2% и 26,1% - папа. Таким образом, наибольшее влияние на выбор молодых людей оказывают родители (80,2% и 68,7%).

Хотя за последние 3 года этот показатель уменьшился в 1,2 раза, влияние семьи на выбор подростка по-прежнему велико. Оно во многом зависит от социального статуса родителей и материального положения семьи. Так, если у отца и матери существенная разница в положении на служебной лестнице, то большее влияние оказывает тот родитель, который занимает более высокую должность. Самое низкое влияние матери на выбор ребенка был отмечен у домохозяек, а отца – у безработных. Материальное положение семьи оказывает влияние не только на выбор конкретной профессии или учебного заведения, но и на уровень притязаний молодых людей, поскольку, строя планы на будущее, они склонны учитывать ту помощь, которую им может оказать семья (чем выше материальное положение родителей, тем большей помощи ожидают от них дети).

Значение социально-экономических факторов

Кроме влияния семьи, в ядро наиболее важных мотивов, которыми руководствуется абсолютное большинство (свыше 2/3) опрошенных при выборе профессий, вошли: 1) «ее интерес для меня»; 2) «престижность»; 3) «возможность много зарабатывать»; 4) «возможность заниматься любимым делом»; 5) «возможность использовать с ее помощью все свои способности и таланты» и др. Причем 34 % респондентов из числа отметивших «интерес профессии для меня» и 31,6 % - «возможность заниматься любимым делом», одновременно с этим выбрали «возможность много зарабатывать».

Результаты того же исследования [11] свидетельствуют, что в условиях перехода к рыночной экономике мотивы выбора профессии все больше становятся направленными на себя и собственное материальное благополучие. В то же время лишь 23,3% указали среди мотивов на возможность использовать с помощью выбранной профессии свои способности и таланты. То есть, при общей личностной ориентации мотивов выбора профессии, стремление к саморазвитию и самореализации незначительно. И все же наиболее важным в труде 18% старшеклассников, отметили самосовершенствование и 17,2 % – полезность обществу.

При выборе профессии девушки в большей степени, чем юноши, ориентируются на ее интерес для личности, на возможность использовать способности и таланты, на возможность заниматься любимым делом и при этом – на возможность продвижения по службе. Юноши опережают девушек по стремлению быть занятыми «престижной работой», иметь «возможность много зарабатывать», «заниматься легкой и чистой работой». (см. прил. 1. табл. 4).


Плохое изложение - ступень к разногласию.
Не легко выражать свои мысли ясно. Те, кто со всеми «ладит», чаще всего неспособны никому отказать и в конце концов начинают чувствовать себя так, будто другие их постоянно используют - эта ситуация отнюдь не способствует успешной работе коллектива. Такой человек нередко удивленно обнаруживает, что другие начинают его больше ценить и ...

Недобросовестные приемы ведения переговоров и противостояние им
Во время переговоров их участники занимают различные позиции: одни придерживаются полной искренности, честности, открытости, уважения, другие стремятся к противоположному: проявляют скрытность, пытаются достичь своих целей за счет другой стороны, в том числе и путем обмана. В этих случаях говорят о недобросовестных приемах ведения перег ...

Теоретические подходы к исследованию общения
Информационные подходы базируются на трех основных положениях: 1) содержание информации может быть преобразовано в различные символы; 2) человек является своеобразным экраном, на который «проецируется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки; 3) существует некое пространство, в котором взаимодействуют дискретные ор ...