Теории эмоцийСтраница 3
Источником инстинкта является состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Цель состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Объект – это любой человек, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение инстинкта. Стимул – это количество энергии, которое требуется для удовлетворения инстинкта.
Зигмунд Фрейд выделяет состояние нарастающего напряжения – тревожность. Она является функцией эго (компонента психического аппарата, отвечающего за принятие решений) и назначение которой состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом. Основная психодинамическая функция тревоги заключается в том, чтобы помочь человеку избегать осознанного выявления неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащим образом в надлежащее время.
Когнитивная теория
Первые психологические идеи об определяющей роли познавательных процессов в порождении эмоций появились в трудах Карла Штумпфа. Однако у него психологический анализ эмоций не отделен от философского (философы занимаются не столько изучением и объяснением эмоциональных явлений в реальной жизни, сколько поиском природы эмоций).
Большую роль в создании современной когнитивной теории эмоций сыграли работы Стэнли Шехтера и Ричарда Лазаруса, которые строили свои представления на основе эмпирически проверяемых гипотез. По мнению Шехтера, процессы, происходящие в нашем теле, тоже есть объекты нашего понимания и нашей интерпретации.
Логика рассуждений была следующая. Согласно всем известным источникам по психологии эмоций, включая теорию Джеймса-Ланге, в появлении эмоций участвуют, по крайней мере, два компонента: 1) физиологическое состояние (в простейшем случае – возбуждение организма), 2) познавательные процессы (например, на уровне восприятия). Происходит когнитивная оценка события и когнитивная оценка состояния организма, которая в свою очередь, приводит к определенной эмоции.
В исследованиях эмоций, проведенных Ричардом Лазарусом, также отмечалась опосредующая роль психологических процессов в возникновении стресса, процессов оценки как стрессового стимула (стрессора) и ситуации в целом, а также процессов психологической защиты, предполагающих защитную переработку угрожающей информации.
Угроза (по Лазарусу) - это предвосхищение человеком некоторого будущего столкновения с какой-то опасной для него ситуацией. Исходя из предпосылки о том, что стрессовая реакция зависит от оценки воздействующей ситуации как угрожающей, Лазарус предположил, что при изменении основания при оценке степени приносимого вреда можно устранить или уменьшить стрессовые реакции.
В более поздних работах Лазарус называет свою модель когнитивно-мотивационной теорией отношений. Это означает, что эмоции всегда представляют взаимодействия индивида и его окружения, включая восприятие и оценку вредности (для негативных эмоций) или пользы (для положительных эмоций). «Мотивационная» означает, что эмоции представляют реакции на возможность достижения – не достижения жизненных целей и выражают некоторую черту индивида для достижения целей и вызываются требованиями и возможностями окружающей индивида среды, что делает эту сторону эмоций «интерактивной».
Функциональные теории
«Комплексная» теория эмоций Крюгера
Еще до появления эмпирических и теоретических работ, в начале XX века Феликс Крюгер формулирует принципы целостности психической жизни. Опираясь на термин «гештальт-качество», отнесенное к области эмоций, Крюгер вводит более широкий термин «комплекс-качество».
Согласно Крюгеру, эмоциональные явления представляют собой качества целостной психической жизни, которые в потоке непрерывного опыта могут выделяться на фоне других явлений в такие последовательные целостности как аффекты и другие эмоциональные явления типа удовольствие-неудовольствие, возбуждение напряжение и т.п. Выделяются три основных свойства эмоциональных явлений: 1) универсальность (постоянная включенность эмоциональных явлений в психическую жизнь), 2) качественное богатство, 3) изменчивость и лабильность.
Особенности социализации детей с синдромом Дауна
Рост популярности программ ранней педагогической помощи обусловлен результатами их внедрения. Сравнительные исследования показали, что дети, с которыми занимались по таким программам, к моменту поступления в детский сад и в школу умели уже гораздо больше, чем те, кого они не коснулись.
Дети со средними и даже с тяжелыми нарушениями уча ...
Основные направления развития Я-концепции у подростков
Представления о себе носят двойственный характер. С одной стороны у человека есть знания о том, каков он в реальности, какими качествами обладает. В психологии такая система представлений о себе называется Я-реальное (понятие Я-реальное — не предполагает, что эти представления всегда реалистичны, речь идет о том, что они отражают собств ...
Диагностика исследования эмоционального выгорания и тревожности педагогов и
медработников. Методика В.В. Бойко «исследование эмоционального выгорания»
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Исследование проводилось в одной средней школе города Ижевска и детском дневном стационаре. Испытуемыми стали 30 педагогов и 30 медработников, работающих с детьми, с разными профессиональными стажами.
Тестирование испытуемых проводилось небольшими группами или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки от ...