Psfine

Позитивная психология

Материалы » Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки » Изучение самооценки младших школьников в учебной деятельности

Изучение самооценки младших школьников в учебной деятельности

Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний как одна из центральных задач школы на современном этапе делает особо значимой проблему формирования активной позиции учащегося в учебном процессе, превращения его в подлинного субъекта учебной деятельности. Последнее требует умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, т. е. определенного уровня развития самооценки. В связи с этим исследования, направленные на выявление психологических условий и закономерностей становления самооценки на разных возрастных этапах, приобретают чрезвычайную актуальность.

Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей.

Выделяют два основных фактора, определяющих формирование самооценки: взаимоотношения ребенка с окружающими его людьми и собственная практическая деятельность. Роль социальных отношений в становлении самооценки ребенка является более изученной. Отмечается, что на формирование самооценки в младшем школьном возрасте влияют особенности социально-личностной позиции учащегося в учебном процессе, снятие отрицательного воздействия внешних оценок, изменение системы отношений, складывающихся между учителем и учеником, приобщение учащихся к оценочной деятельности процесса и результата своей учебной деятельности [15, с. 134].

Полученные в исследованиях данные свидетельствуют о том, что самооценка младшего школьника во многом зависит от оценок учителя, необъективна, обнаруживает тенденцию к переоценке, конкретна, ситуативна, имеет своим содержанием в основном оценку результатов деятельности.

Человек оценивает свои особенности (качества личности, способности, возможности) по отношению к определенному предмету деятельности. Оценка себя как субъекта деятельности есть по существу определение человеком своих возможностей реального (или планируемого) включения в тот или иной вид деятельности - общение, игру, учение, труд.

Согласно разработанной в советской психологии теории деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) развитие психики в онтогенезе связано с организацией определенных форм предметной деятельности. При этом, как отмечает А. Н. Леонтьев, «предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта» [14, с. 84]. При изучении генезиса самооценки необходимо выделять особенности предметной деятельности ребенка, как на «первичном», так и на «вторичном» уровне, т. е. на уровне оперирования с «образом» предмета.

Деятельностный подход к изучению самооценки дает возможность вычленить те основания, на которые субъект опирается, оценивая свои возможности или результаты работы.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. Именно учебная деятельность как деятельность по овладению обобщенными способами действий в сфере основ теоретического сознания (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) несет в себе оптимальные возможности для интенсивного овладения учащимися такими основаниями самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Особая значимость учебной деятельности для формирования самооценки младшего школьника обусловлена следующими моментами:

1) поскольку она направлена на изменение самого ученика, в процессе ее формирования перед ребенком с необходимостью встает задача определения меры своего продвижения в предмете усвоения, т. е. задача осознания самого себя как субъекта присвоения общественно-исторического опыта;

2) структура учебной деятельности заключает в себе компоненты, с одной стороны, направленные на предмет усвоения - учебные задачи и учебные действия, с другой - на самого ученика как субъекта деятельности - действия контроля и оценки. Овладение этими действиями также ставит перед школьником задачу анализа собственной деятельности и ее оценки [15, с. 12-17].

Признание важной роли учебной деятельности в формировании самооценки младшего школьника не вело, однако, к изучению ее специфики как реального условия становления самооценки. Зависимость самооценки от уровня сформированности учебной деятельности лишь в последнее время стала предметом специального исследования.


Память
Теперь давайте немного займемся памятью. В первую очередь необходимо определить, какой тип репрезентации в сознании имеющейся в памяти информации* [* Данная типология памяти представлена в удобном для практического использования виде.] является для вас наиболее характерным, т. е. каким образом вы вспоминаете, в каком виде информация &qu ...

Выявление сравнительного анализа уровня знаний, определяющего уровень толерантности у подростков 8 классов МОУ СОШ №7 г. Сегежи
Целью проведения данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что формированию толерантности как одного из свойств личности способствует правильная организация учебной и воспитательной работы[7]. Задачи были поставлены следующие: – определить уровень сформированности толерантности у учащихся на начало эксперимента; – разр ...

Объект, программа и методика исследований. Объект и программа исследований
Объектом исследования являлись виды памяти школьников г. Гомеля. Цель: Исследование различных видов памяти у школьников г. Гомеля. Программа исследования включает в себя решение следующих задач: − подготовка литературного обзора по памяти и вниманию; − изучение различных видов памяти у школьников г. Гомеля; − изуч ...