Psfine

Позитивная психология

Материалы » Межличностное взаимоотношение подростков в классном коллективе » Изучение особенностей межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе. Исследование межличностных взаимоотношений в классном коллективе

Изучение особенностей межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе. Исследование межличностных взаимоотношений в классном коллективе
Страница 3

Анализ социометрических карточек позволил установить различные проявления межличностных отношений: предрасположенность, предпочтение (положительный выбор), отвержение, избегание, (отрицательный выбор), оставление без внимания, игнорирование.

Итак, результаты нашего социометрического метода показали, что в классе выявилось: 3 лидера: две девочки (Тарасикова Л, Филиппова К.) и один мальчик (Мишин А.); 14 предпочитаемых: 7 девочек (Сахипова И, Табанькова Н, Филиппова К, Травинская Я, Тарасикова Л, Бонина И, Кузнецова Г.) и 7 мальчиков (Мишин А, Ногин Д, Сидорук А, Алексеев И, Анисимов Н, Муха Г, Голубев С); 6 неавторитетных (Болитовенко В, Сидоров Р, Пугач В, Муха Г, Левчук А, Курносов Т); отвергнутых – 3 мальчика (Самолазов И, Субботин С, Семченко К).

Наличие в классе 6 неавторитетных, то есть минимально включенных в межличностное взаимодействие школьников, и трое «изгоев» вызывают тревогу и могут характеризовать как группу с невысоким уровнем благополучия, так как коллектив сверстников выступает определяющим фактором формирования личности подростка, обуславливает его социальную направленность способствует социализации, социально-педагогической адаптации. Ввиду этого изоляция от коллектива сверстников имеет серьезные последствия в жизни подростка, которые проявляются в формировании негативных черт личности и как следствие социально педагогической дезадаптации.

Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается и в поведении ребенка, влияет на успеваемость толкает на различные, иногда даже антиобщественные поступки. В связи с этим возникает ряд важнейших педагогических проблем, прежде всего проблема изолированного ребенка, ученика, которого никто не выбирает, никто в классе не любит. У такого школьника в классе не удовлетворяется одна из важнейших социальных потребностей - потребность в общении, что формирует у него целый ряд отрицательных черт личности и особенности поведения. Особую тревогу вызывает тот факт, что именно дети-одиночки, дети, не принятые в своей группе, часто становятся правонарушителями.

Полученная в результате опроса структура представлена в виде специального рисунка (социограммы, социоматрицы) Приложение 1,3.

Для подтверждения результатов социометрии нами была проведена беседа с классным руководителем. Беседа показала, что в 8 классе подростки учатся без смены состава с первого класса, таким образом, можно сказать, что класс представляет собой развивающийся коллектив. Сплоченности и взаимопомощи в классе мало.

В классе есть дети из неблагополучных семей: например, у Самолазова Игната, опекуном является бабушка, в семье нет материального достатка, у Субботина Сергея многодетная семья, Семченко Кирилл не имеет интереса к учебе, часто пропускает уроки, но очень хорошо рисует. 6 детей занимают промежуточное положение, т.е. иногда принимают участие в мероприятиях класса, имеют мало друзей и т.д. По отношению к ним осуществляется функционально-ролевое взаимодействие. К ним обращаются по мере необходимости. А интимно-личностное общение не происходит.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Классификация мышления
Рис. 1. Классификация мышления Первый способ мышления ребенка - наглядно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3 лет), то есть мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая. Следующая ступень - наглядно-образное, то ...

Характеристики успешной команды
Успешные команды, в отличие от групп, хорошо управляемы и обладают высокой степенью самоорганизации. Ниже перечислены 8 характерных особенностей, отличающих успешные команды от рядовых исполнительских групп. Данную информацию можно использовать для самодиагностики текущего состояния группы. Тест №1 Отметьте те характеристики, которые ...

Раскройте общее понятие о группах и коллективах
Группа – это совокупность индивидов или человеческая общность, которая выделяется на основе определенных признаков и характеру деятельности, и собой организации. Общие признаки группы: 1. Локализация в пространстве – объединять территорию той или иной группы. 2. Группа существует во времени (постоянная, временная, случайная) 3. Спо ...