Изучение особенностей межличностного взаимодействия подростков в классном
коллективе. Исследование межличностных взаимоотношений в
классном коллективеСтраница 1
Как показало теоретическое исследование, школьный класс – группа детей одного возраста, воспитание которых осуществляется педагогом профессионалом через организацию вне учебной деятельности, включение в общешкольные мероприятия, через корректировку отношений детей, обучающихся в классе, и их учителей, через связи с родителями. Это и учебная единица, и общность, связанная определенной системой межличностных отношений.
Каждый класс – потенциальный коллектив, но отнюдь не каждый класс реально существующий коллектив и действующий как коллектив. Возникновение у его членов чувства общности, чувства «мы – коллектив» является результатом благоприятного развития класса и создает условия для идентификации личности ребенка с классом и обособление его в классном коллективе.
Существует положение, согласно которому статус подростка в системе личных взаимоотношений является серьезной предпосылкой формирования его личности. Это связанно с тем, что основным социолизирующим фактором в подростковом возрасте выступает интимно-личностное отношение со сверстниками. В этом возрасте потребность в общении проявляется и в неоднократно отмеченном многими исследователями явлении – активном поиске близкого друга.
Учитывая возрастные особенности, а также значимость и особенности общения в подростковом возрасте, нами определена следующая цель данного исследования: изучить различные формы взаимодействия в подростковом возрасте с учетом современности; выявить лидеров и изгоев класса, провести сравнительную оценку коммуникативных и организаторских склонностей лидеров и изгоев классного коллектива.
Для решения поставленных задач, в исследовании нами были использованы следующие методики:
1.Социометрический метод.
2.Беседа.
3. Анкета.
С целью изучения структуры межличностных взаимодействий в классном коллективе мы провели социометрию. Для нашего исследования мы взяли 8 класс МОУ СОШ №1 г. Комсомольска-на-Амуре. В классном коллективе 28 учеников: 10 девочек и 18 мальчиков. В момент проведения исследования один мальчик (Семченко) отсутствовал.
Социометрический метод (от лат. «общество» и греч. «измеряю») - это метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Основной измерительный инструмент социометрии – это вопросы в специальной анкете, где каждый член группы проявляет свое отношение к другим. Результаты заносятся в социограмму – график, на котором стрелками указаны выбор (отвержения) членов группы, либо в социоматрицу – таблицу, в которой подсчитывается число полученных каждым членом группы выборов. Положительный статус характеризует лидерскую позицию членов группы, негативный – дезорганизирующие тенденцию в его поведении. Позволяет выявить: особенности систем неформальных отношений в группе, степень психологической совместимости конкретных людей, внутригрупповые статусы участников процедуры, качество психологической атмосферы группы в целом. Основоположник социометрии - американский психиатр и социальный психолог Якоб (Джекоб) Леви Морено (1892-1974). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависит от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником.
Анализ методик
Методика №1
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ
Вводные замечания. Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом. Профессиональ ...
Метод «Цветовая социометрия»
Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
Подготовка: Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке:
1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
2-й: белый, зеленый, белы ...
Как не утонуть в море информации?
Огромную часть информации в процессе обучения в вузе студент получает в форме лекций. Практика большинства современных преподавателей свидетельствует о слабой эффективности усвоения студентами лекционного материала. Лекции, как правило, более или менее тщательно конспектируются студентами, но часто без понимания и осмысления. Это обычно ...