Изучение особенностей межличностного взаимодействия подростков в классном
коллективе. Исследование межличностных взаимоотношений в
классном коллективеСтраница 1
Как показало теоретическое исследование, школьный класс – группа детей одного возраста, воспитание которых осуществляется педагогом профессионалом через организацию вне учебной деятельности, включение в общешкольные мероприятия, через корректировку отношений детей, обучающихся в классе, и их учителей, через связи с родителями. Это и учебная единица, и общность, связанная определенной системой межличностных отношений.
Каждый класс – потенциальный коллектив, но отнюдь не каждый класс реально существующий коллектив и действующий как коллектив. Возникновение у его членов чувства общности, чувства «мы – коллектив» является результатом благоприятного развития класса и создает условия для идентификации личности ребенка с классом и обособление его в классном коллективе.
Существует положение, согласно которому статус подростка в системе личных взаимоотношений является серьезной предпосылкой формирования его личности. Это связанно с тем, что основным социолизирующим фактором в подростковом возрасте выступает интимно-личностное отношение со сверстниками. В этом возрасте потребность в общении проявляется и в неоднократно отмеченном многими исследователями явлении – активном поиске близкого друга.
Учитывая возрастные особенности, а также значимость и особенности общения в подростковом возрасте, нами определена следующая цель данного исследования: изучить различные формы взаимодействия в подростковом возрасте с учетом современности; выявить лидеров и изгоев класса, провести сравнительную оценку коммуникативных и организаторских склонностей лидеров и изгоев классного коллектива.
Для решения поставленных задач, в исследовании нами были использованы следующие методики:
1.Социометрический метод.
2.Беседа.
3. Анкета.
С целью изучения структуры межличностных взаимодействий в классном коллективе мы провели социометрию. Для нашего исследования мы взяли 8 класс МОУ СОШ №1 г. Комсомольска-на-Амуре. В классном коллективе 28 учеников: 10 девочек и 18 мальчиков. В момент проведения исследования один мальчик (Семченко) отсутствовал.
Социометрический метод (от лат. «общество» и греч. «измеряю») - это метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Основной измерительный инструмент социометрии – это вопросы в специальной анкете, где каждый член группы проявляет свое отношение к другим. Результаты заносятся в социограмму – график, на котором стрелками указаны выбор (отвержения) членов группы, либо в социоматрицу – таблицу, в которой подсчитывается число полученных каждым членом группы выборов. Положительный статус характеризует лидерскую позицию членов группы, негативный – дезорганизирующие тенденцию в его поведении. Позволяет выявить: особенности систем неформальных отношений в группе, степень психологической совместимости конкретных людей, внутригрупповые статусы участников процедуры, качество психологической атмосферы группы в целом. Основоположник социометрии - американский психиатр и социальный психолог Якоб (Джекоб) Леви Морено (1892-1974). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависит от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником.
Функции и средства общения
Функции общения
— это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:
1) информационно-коммуникативная функция
состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность ...
Организация системы профессиональной ориентации в г. Красноярске. Деятельность межшкольного учебного комбината №4 в профессиональной
ориентации молодежи
Межшкольный учебный комбинат (МУК) №4, расположенный в Советском районе города Красноярска, осуществляет свою деятельность уже около 15 лет. В настоящее время комбинат занимается: обучением учащихся 9–11 классов школ района по программам начального профессионального образования, профориентационной работой для школьников, дополнительным ...
Дайте характеристику освоению деятельности (роли знаний, умений, навыков и
привычек). Перечислите и дайте характеристику закономерности упражнений
Деятельность — активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которого оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Деятельность человека — это активность, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовл ...