Psfine

Позитивная психология

Материалы » Общая психология » Раскройте общее понятие о группах и коллективах

Раскройте общее понятие о группах и коллективах
Страница 1

Группа –

это совокупность индивидов или человеческая общность, которая выделяется на основе определенных признаков и характеру деятельности, и собой организации.

Общие признаки группы:

1. Локализация в пространстве – объединять территорию той или иной группы.

2. Группа существует во времени (постоянная, временная, случайная)

3. Способ формирования группы (обязательный, свободный, в организации - коллективной)

Любая группа создается для удовлетворения потребностей индивида в процессе жизнедеятельности в группе её членов по словам Поршнева формируется «Мы чувства», как признак принятия принадлежности к группе ( т.е.осознание). Лев Уманский выделяет 3 модели совместной деят-ти в процессе взаимодействия:

1. Совместно-индивидуальная модель деятельности свое дело делает самостоятельно)

2. Совместно последовательная деятельность (конвейер, процесс)

3. Совместно-взаимодейстующая деят-ть (члены группы «Губернский колледж»)

В процессе совместной деятельности люди испытывают разные влияния со стороны других людей и сами оказывают влияние на членов группы.

Присутствие другого облегчает деятельность индивида-фацимитация, обратный эффект – социальная ингибиция.

Вступая в группу, каждый человек занимает в ней своё место или социальный статус. Статус может быть задан межличностной ролью человека. Социальная роль – это роль которую чел-к приобретает в процессе совместных отношений.

Межличностная роль – которая возникает на основе симпатий, антипатий. Важным компонентом, характеризующим положение в группе, являются социальные ожидания.

Система социального контроля может осуществляться через различные санкции (поощрения, наказания). Критерии, которые показывают соответствие поведение индивида требованиям группы, называется социальной нормой, а нормы связаны с ценностями группы (эстетическими, нравственными).

Классификация групп. Бывают: условные (реально не существуют) через Интернет и реальные (лицом к лицу). Реальные группы делятся на лабораторные (исследование, ВКР) и естественные(семья, нация). Естественные делятся на большие (классы, движения, нации более 40 ч) и малые ( от 5 до 40 ч). Большие группы делятся на организованные (класс, этнос) и неорганизованные. Малые бывают развивающимися, коллективы, колледж.

Официальные группы – группы заданные с определенным распределением функций, со своей структурой, организацией и правилами (группа работников завода).

Не официальные группы – группы регулируются внутренними психологическими особенностями, в основе эмоциональные отношения (межличностные отношения, группа подростков)

Референтная группа (эталонная) – группа, где система взглядов используется как система эталонов (ценности) (доброжелательны, ответственные).

Лидерство.

Лидер – это человек, который интегрирует в себе наиболее типичные, а нередко и желаемые качества своей группы.

Типы лидерства:

1. По содержанию деятельности:

Лидер-вдохновитель (генератор идей)

Исполнитель

Смешанный лидер

2. По стилю руководства:

Авторитарный (единоличный);

Тоталитарный (Сталин)

Демократичный (на мнение других)

Смешанный

Либеральный

3. По характеру деятельности:

Универсальный (в любой ситуации) – староста группы

Ситуационный (сам себя, в определенной ситуации)

4. По внутригрупповым функциям:

Функциональный (инструментальный) на деловую сторону;

Смешанный (и на деловую сторону и психологический климат)

Страницы: 1 2


Теоретическая частью Особенности психического развития в раннем возрасте
Раннее детство - возраст от рождения до 3 лет - особый период для развития. В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и основы для психических процессов и лично ...

Развитие младшего школьника как субъекта познания других людей во внеклассной работе
Работа по развитию младших школьников как субъекта познания других людей должна продолжаться и во внеклассной деятельности. Здесь возможны следующие направления: 1) использование тренингов по формированию наблюдательности по отношению к другому человеку; 2) работа по обеспечению более полного восприятия положительных качеств соученико ...

Развитие Я-концепции у детей и подростков. Формирование Я-концепции у детей дошкольного возраста. Развитие самосознания в раннем возрасте
Психическое развитие человека, становление его как личности связано с формированием самосознания — осознанием и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу. Самосознание является продуктом развития человека, его прижизненным образованием. Оно развивается в процессе собственной активной деятельности ребенка, ...