Psfine

Позитивная психология

Материалы » Общая психология » Раскройте общее понятие о группах и коллективах

Раскройте общее понятие о группах и коллективах
Страница 1

Группа –

это совокупность индивидов или человеческая общность, которая выделяется на основе определенных признаков и характеру деятельности, и собой организации.

Общие признаки группы:

1. Локализация в пространстве – объединять территорию той или иной группы.

2. Группа существует во времени (постоянная, временная, случайная)

3. Способ формирования группы (обязательный, свободный, в организации - коллективной)

Любая группа создается для удовлетворения потребностей индивида в процессе жизнедеятельности в группе её членов по словам Поршнева формируется «Мы чувства», как признак принятия принадлежности к группе ( т.е.осознание). Лев Уманский выделяет 3 модели совместной деят-ти в процессе взаимодействия:

1. Совместно-индивидуальная модель деятельности свое дело делает самостоятельно)

2. Совместно последовательная деятельность (конвейер, процесс)

3. Совместно-взаимодейстующая деят-ть (члены группы «Губернский колледж»)

В процессе совместной деятельности люди испытывают разные влияния со стороны других людей и сами оказывают влияние на членов группы.

Присутствие другого облегчает деятельность индивида-фацимитация, обратный эффект – социальная ингибиция.

Вступая в группу, каждый человек занимает в ней своё место или социальный статус. Статус может быть задан межличностной ролью человека. Социальная роль – это роль которую чел-к приобретает в процессе совместных отношений.

Межличностная роль – которая возникает на основе симпатий, антипатий. Важным компонентом, характеризующим положение в группе, являются социальные ожидания.

Система социального контроля может осуществляться через различные санкции (поощрения, наказания). Критерии, которые показывают соответствие поведение индивида требованиям группы, называется социальной нормой, а нормы связаны с ценностями группы (эстетическими, нравственными).

Классификация групп. Бывают: условные (реально не существуют) через Интернет и реальные (лицом к лицу). Реальные группы делятся на лабораторные (исследование, ВКР) и естественные(семья, нация). Естественные делятся на большие (классы, движения, нации более 40 ч) и малые ( от 5 до 40 ч). Большие группы делятся на организованные (класс, этнос) и неорганизованные. Малые бывают развивающимися, коллективы, колледж.

Официальные группы – группы заданные с определенным распределением функций, со своей структурой, организацией и правилами (группа работников завода).

Не официальные группы – группы регулируются внутренними психологическими особенностями, в основе эмоциональные отношения (межличностные отношения, группа подростков)

Референтная группа (эталонная) – группа, где система взглядов используется как система эталонов (ценности) (доброжелательны, ответственные).

Лидерство.

Лидер – это человек, который интегрирует в себе наиболее типичные, а нередко и желаемые качества своей группы.

Типы лидерства:

1. По содержанию деятельности:

Лидер-вдохновитель (генератор идей)

Исполнитель

Смешанный лидер

2. По стилю руководства:

Авторитарный (единоличный);

Тоталитарный (Сталин)

Демократичный (на мнение других)

Смешанный

Либеральный

3. По характеру деятельности:

Универсальный (в любой ситуации) – староста группы

Ситуационный (сам себя, в определенной ситуации)

4. По внутригрупповым функциям:

Функциональный (инструментальный) на деловую сторону;

Смешанный (и на деловую сторону и психологический климат)

Страницы: 1 2


Профессиональная ориентация
Профессиональная ориентация — одна из первых составляющих психологии труда. Становление этой научной дисциплины и практики датируется 1908 г. — то есть датой открытия Ф. Парсонсом первого бюро по консультации молодежи. В последующие десятилетия это направление активно развивалось в США и в странах Западной Европы. Под профессиональной ...

Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет
Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет- взрослый. В возрасте 1-3 лет малыш как бы всецело поглощен предметом и, не может от него «оторваться». Погруженный в предметное действие, он не види ...

Введение.
Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывает особый интерес и внимание. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Современному руководителю необходимо устанавливать контакт со своими подчиненным ...