Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной
депривации.Страница 4
Символику, связанную с темой «поедания» обычно относят к архаическому сознанию. Считается, что архаические элементы сознания поддерживаются как культурными механизмами, так и подсознательными элементами, находящимися на границе психики и физиологии. По мнению Е. Петровой использование сюжетов с поеданием в психотерапии детей и взрослых позволяет реконструировать переживания первого года жизни. Для ребенка игровое поедание – это отработка темы физической целостности своей поверхности и темы базовой безопасности в психологическом плане.
На этом этапе психологу надо быть особенно осторожным в своих высказываниях и действиях. Необходимо, чтобы “ страшный образ “исходил от ребенка, а не от взрослого. Самостоятельно работая с образом, ребенок находит пути для разрешения внутренних бессознательных конфликтов доступным для него способом. Самое лучшее, что может сделать взрослый в этот период – свести до минимума свое влияние на формирование страшного образа. Ведь в ряде случаев страшным персонажем становятся не привычные для взрослого сознания образы Волка и Бабы-Яги, а образы, имеющие во взрослом сознании положительное значение (например, Дед Мороз).
Пример появления страшного персонажа:
Миша Лебедев, 3года 6 мес., от его воспитания мать отказалась еще в роддоме. Придумал друга, мама которого возьмет его жить к себе, “когда заработает больше денег”.
Ребенок заходит в комнату, рассматривает игрушки.
- Кто это? – показывает на большого в рост ребенка зайца. – Мишка?
- Это – заяц.
Психолог достает зайца и сажает его на стульчик. Мальчик к игрушке не подходит. Через некоторое время: ”У него рот красный…”
-Да, у него рот красный.
-Он хочет есть…длит. пауза…он хочет есть детей…
Отходит подальше. Продолжает самостоятельно играть с игрушками. Через 5-10 минут
-Он на меня смотрит…
-Он на тебя смотрит.
-Он хочет меня съесть!
Ребенок резко отпрыгивает в сторону.
В данном случае психолог нейтральным голосом повторяет слова ребенка, стремясь выяснить какими чертами наделяется незнакомый объект.
Существует два способа появления страшного, пугающего персонажа:
1. Агрессивный персонаж вводится ребенком (он хочет поиграть в “страшное”)
2. Ребенок испытывает подлинный страх при встрече с каким-либо объектом или ситуацией.
Если ребенок сам вводит агрессивный персонаж и стремится поиграть в «страшное», то такое поведение свидетельствует о том, что у него имеются личностные резервы для того, чтобы без риска для своей психики допустить страшное в сферу осозноваемого.
Выдержка из протокола:
Оля Бурлака, 2 года 8 мес. В Доме ребенка 4 месяца, родители лишены родительских прав. Девочка плаксивая, отмечается противоречивость воспоминаний о доме: «Хочу домой» или «Не хочу домой, там меня обижали». Придумала, что ее проведывает бабушка, которой нет на самом деле.
2-е занятие:
Охотно играет в прятки и догонялки. Швыряет с силой игрушки. Психолог: «Ого! Как ты сильно бросаешь!». Девочка стучит по крышке стола.
Психолог повторяет ее действия: «Ой! Какой стук!»
Оля: «Ой! Кто там?»
- Кто там?
- Там машина!
- Так это гараж!
- Ой! Я боюсь Гараж! (испуг игровой) Он сейчас выйдет!
- Он сейчас выйдет…
- Давай убежим!
- Давай!
Убегают в кабинку, закрываются шторкой. Психолог берет ребенка на руки: «Спрятались!» девочка прижимается к взрослому и улыбается, после паузы: «Гараж не выходит. Пойдем.»
В данном случае психолог неудачным высказыванием сформировал неадекватное название страшного образа и создал трудности для дальнейшей работы.
Однако гораздо чаще дети, пережившие серьезную трагедию в раннем возрасте, испытывают сильный страх в совершенно безобидной с точки зрения взрослого ситуации. Они демонстрируют виктимное поведение – не делают никаких попыток скрыться от агрессора (хаотично, с криком движутся по комнате или панически замирают).
Выдержка из протокола: Карина Волкова, 3года 10мес., задержка психо-речевого развития, девочка поступила в Дом ребенка в 2-летнем возрасте, социально запущенная, испуганная, тяжело адаптировалась в новой обстановке. Ребенок был свидетелем тяжелого сексуального преступления и убийства, совершенного сожителем матери. Мать осуждена как соучастница.
Техника самооценки и ревизия убеждений
Записать цель, которую вы хотите достичь. Создать шкалу:
1 2 3 4 5
1 – самая низкая степень веры.
Указать как сильно верим в свою цель по отношению к суждениям:
- моя цель желанна и стоит этого
- эта цель достижима
- то, что мне нужно сделать для достижения этой цели, нормально и естественно
- у меня есть необходимые способнос ...
Анализ результатов эмпирического исследования и интерпретации
На момент обследования по результатам методики САН были выделены две группы:
1 группа (12 человек) – испытуемые, состояние которых можно охарактеризовать как положительное. У них высокие и примерно одинаковые оценки по всем трем параметрам: самочувствие, активность, настроение. А это значит, что у этой группы людей хорошая работоспособ ...
Как сразу завоевать расположение людей.
Существует один закон человеческого поведения. Подчиняясь этому закону, мы почти никогда не попадаем в беду. Фактически этот закон при условии его соблюдения приносит нам бесчисленных друзей и неизменное счастье.
Закон этот таков: всегда внушайте своему собеседнику сознание его значительности.
Глубочайшим свойством людей является ст ...
