Psfine

Позитивная психология

Материалы » Последствия социальной депривации у детей » Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной депривации.

Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной депривации.
Страница 3

Также с первых сеансов широко применяется рисование. В основном, дети не умеют рисовать даже простейшие фигуры. Однако, для психотерапии это не важно. Рисование используется как эмоциональный процесс. Дети смешивают краски, рисуют цветовые пятна, окрашивают воду. Наиболее часто используемые цвета – желтый и черный. Семейные дети тоже любят желтый цвет, недаром желтый называют цветом детства, а вот черный используют мало. Предпочтение определенного цвета может служить косвенным показателем эмоционального состояния ребенка.

Андрей Иванов, 4 года, поступил в Дом ребенка в 1 год 6 мес., сдан временно в связи с тяжелым материальным положением. Позже мать отказалась от родительских прав. В результате полученной психотравмы и социальной депривации в развитии личности нарастали негативизм и агрессивность.

В 4 года на сеансах игротерапии поведение сложное: негативистичен, агрессивен, дурашлив. Андрей в течение 2 мес. в рисунках использовал только черный цвет. Сережа – единственный ребенок, зарисовавший свой портрет черным цветом (рисование взрослым портрета ребенка – один из наиболее часто используемых психологических приемов, всегда вызывает интерес, дети очень бережно относятся к своему изображению). Но как только мальчик был выбран усыновителями, он раскрасил лист оранжевым и желтым цветом.

В атмосфере « эмоциональной безопасности» дети понимают, что им предоставлена свобода выбора, что любые их чувства, в том числе, такие как гнев и агрессия, принимаются взрослым.

После 3-4 сеансов обычно резко возрастает агрессивность, дети направляют ее на игрушки (бьют, швыряют, наказывают их), реже на взрослого. В некоторых литературных источниках отмечается, что дети, подвергавшиеся в раннем детстве физическому насилию и отвергавшиеся взрослыми, склонны к более агрессивным играм, чем их сверстники. Мои наблюдения не подтверждают эту точку зрения (по крайней мере, для детей 2-4 лет). Скорее их игры похожи на игры семейных детей более младшего возраста, испытывающих сильные страхи. Также в отличие от семейных детей-невротиков этого возраста, у детей-сирот в агрессивных играх отмечаются слитность понятий “любовь-ненависть”. Очевидно, это связано с моделью поведения первого значимого лица в их жизни (заботу о них проявляло лицо, жестоко обращавшееся или безразличное к ним).

Необходимо отметить, что одна из проблем, с которой сталкивается взрослый на первых сеансах, - решительное нежелание ребенка покинуть игровую комнату и вернуться в группу. Психологу нужно четко соблюдать временные рамки. За 5-10 минут ребенка предупреждают об окончании сеанса. В конце сеанса можно ввести ритуальное действие: «Давай попрыгаем на батуте, а потом ты пойдешь в группу». Если ребенок не желает уходить, психологу необходимо отразить его чувства: «Я понимаю, что тебе не хочется уходить, ты сердишься на меня…плачешь. Но наше время истекло. Мы встретимся с тобой … (указывается точная дата)». Обычно через несколько сеансов бурный протест проходит.

Контакт с ребенком можно считать установленным, если он стремится к тактильному общению («садится на шею» в буквальном смысле этого слова), появились социально неодобряемые игры, слова (если ребенок говорит), ребенок относительно спокойно уходит в группу.

Следующим эмоциональным переживанием,всплывающим на сеансах игротерапии являются переживания страха и ужаса. В игре ребенок стремится воспроизвести переживания, потрясшие его еще в раннем детстве.Чем в более эмоционально суровой обстановке находился ребенок,тем более это выражено.

Появление в играх агрессивного пугающего персонажа - ключевой момент в психотерапевтическом процессе.

2 этап

.

Работа со “страшными” образами.

Результаты психологической работы свидетельствуют, что универсальной темой, к которой обращаются маленькие дети, получившие тяжелые психотравмы в раннем детстве, является тема смерти, проявляющаяся в примитивных сюжетах с “поеданием”. В какой-то момент в играх ребенка появляется страшный объект, стремящийся съесть его.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Вариации шкал социальной ответственности
Шкалы для измерения ответственности личности представлены в ряде популярных многофакторных личностных вопросников: шкала социальной ответственности в Миннесотском многофакторном личностном опроснике, фактор G в опроснике Кеттела. Созданы также специальные шкалы, позволяющие измерить социальную ответственность личности, например, шкала о ...

Мотивы обучения и профессионального развития
Эффективность и результативность учебной деятельности и профессионального развития студентов во многом определяется сложной системой мотивов, которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей. В ней выделяют два больших блока: непосредственные и опосредованные мотивы. Непосредственные включаются в ...

Почему бы не помочь себе?
Если человек оказывается в незнакомой местности, он обращается к другим людям за помощью и спрашивает, как найти дорогу. Логично было бы предположить, что и первокурсник, не имея "карты местности", активно интересуется, как выйти на нужное направление: задает вопросы преподавателям, обсуждает свои проблемы с однокурсниками, ко ...