Psfine

Позитивная психология

Материалы » Последствия социальной депривации у детей » Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной депривации.

Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной депривации.
Страница 5

На индивидуальном занятии по игровой терапии девочке предлагается следующий игровой сюжет: маленькая собачка (используется игрушка) знакомится с ней и предлагает ей пойти погулять в лес. Образ маленькой собачки использовался с целью идентификации со слабым беззащитным персонажем. Карина игрушки испугалась, закричала, не хотела с ней играть, отказалась пойти с ней гулять. Собачка, плача, сама уходит в лес, там встретила сову, которая хочет ее съесть. Из другого угла комнаты девочка с напряжением наблюдает за происходящим, но с места не сдвигается. Собачка убегает от совы. Карина очень обрадовалась, кормит собачку, хотя до этого она отказывалась играть с ней.

В критической для ребенка ситуации ярко проявляются личностные особенности детей, их страхи, способы поведения .Чтобы справиться с травмирующей ситуацией, ребенок вырабатывает своеобразные психологические защиты.

Обычно работа с пугающим персонажем проводится по следующей схеме:

1.Проявление страха по нарастающей. Ребенок принимает роль слабого персонажа. Часто страх подлинный.

2.Принятие “страшной роли”. Ребенок пугает других. Агрессивность нарастает. Эмоция страха сменяется радостью, смехом. Ребенок должен воспринять ситуацию юмористически.

3.Ребенок учится противостоять злым персонажам (спрятаться, прогнать его).

3 этап

.

Работа с актуальными состояниями.

Не менее важным направлением, чем реконструкция прошлого опыта, является работа с актуальными переживаниями ребенка (принцип “важно то, что происходит здесь и сейчас”).Первоначальный сценарий занятия должен быть немедленно отменен, если имеют место актуальные переживания ребенка.

Выдержка из протокола: Ваня Тайборей,4 года, задержка психоречевого развития, в Доме ребенка с первых месяцев жизни, мать отказалось от воспитания сына в роддоме. Застенчивый неуверенный в себе, не может защитить себя.

Ребенок приходит на занятие и плачет.

Психолог: ”Что случилось?”

- Меня Сашка побил…

- Ты расстроился и злишься на Сашку…

Ребенок плачет.

Психолог: ”А что ты делал, когда он тебя бил?”

Ребенок молчит.

Психолог: ”Давай поиграем”, достает игрушки, помогающие отреагировать агрессию (мягкие бесформенные куклы, которых можно бить). Ваня соглашается. Ребенку дается в руки кукла, которую можно держать за веревочку. Аналогичная кукла у психолога.

Психолог: ”Давай подеремся!” Ударяет куклой о куклу мальчика. Ваня неуверенно пытается дать сдачу. Ваня с куклой отступает: ”Нет, нет,не хочу!”(с испугом,напряжением в голосе). После паузы: ”Я хочу рисовать”. Садится за стол.

Психолог: ”А что ты будешь рисовать?”

Ваня: ”Большого медведя” – начинает рисовать краской, но у него ничего не получается,обращается к взрослому:”Нарисуй ты!”

Психолог: ”Хорошо, а какой медведь?”

- Большой…злой…

- Злой?

- Да. Он хотел съесть маленького медвежонка.

- Психолог рисует медведя, а потом говорит: ”Медведь злой, давай ты его зарисуешь черной краской!” Ребенок с удовольствием это делает.

Психолог: ”А теперь давай его порвем и выкинем, чтобы никого не обижал!” Мальчик радостно соглашается, рвет лист,смеется. Мусор выносится в другую комнату,выкидывается.

Ваня:”А теперь нарисуй маленького медвежонка”,

Психолог рисует.

Ваня:”Хочу его зарисовать.”Вопросительно смотрит на взрослого.

- Да?

- Да.Он злой,я его уже не люблю.

Зарисовывает его краской,рвет на мелкие части.При этом происходит невероятно быстрое и глубокое расслабление - мышцы лица расслабляются,дыхание становится более спокойным и глубоким. На миг мне показалось, что ребенок теряет сознание.

После того как мусор выкинут, Ваня говорит:”Нарисуй Ярославу.”

Психолог рисует.

Ваня: ”Нарисуй Кристину”

Обе девочки играют в соседней комнате, обе являются любимицами взрослых в группе.

После этого берет рисунок и говорит:”Можно я возьму это в группу?”

Получив согласие, сам уходит в группу. На этом занятии даже не потребовалось напоминаний о том, что пора уходить. Ребенок был радостный, довольный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Осознание проблемной ситуации - начало мыслительной работы. Определение движущей стратегии решения
В развернутом процессе мышления в ходе решения сложной задачи, которую нельзя определить однозначным алгоритмом, можно выделить несколько основных этапов или фаз. Начало мыслительного процесса видится в сознании проблемной ситуации. Уже этот этап оказывается не всем под силу — тот, кто не привык мыслить, воспринимает окружающий мир как ...

Практическое применение методики ИЖС (индекс жизненного стиля) - механизмов психологической защиты (собственное исследование)
В работе сделана попытка исследовать существующие различия ведущих защитных механизмов у испытуемых, а так же насколько существенна эта разница, выяснить, какие МПЗ встречаются наиболее часто, а какие редко; какое количество МПЗ может использоваться одной личностью одновременно; а также, есть ли различия между мужскими МПЗ и женскими. ...

Приложения
Приложение 1 Мотивация профессионального самоопределения Таблица 1 Типы жизненных планов старшеклассников Установки на получение высшего образования 1998 г. 2001 г. Юноши Девушки Всего Юноши Девушки Всего Я точно знаю, что получу высшее образование, но где еще не решил (абстрактный тип) Я выбрал ву ...