Psfine

Позитивная психология

Материалы » Последствия социальной депривации у детей » Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной депривации.

Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной депривации.
Страница 2

На занятии по игровой терапии девочке предлагается сюжет: поездка к маме и папе в гости. Наташа охотно играет, игровая деятельность насыщена разнообразными элементами. Психолог сюжет не направляет. В ходе игры девочка перестает упоминать маму. Она постоянно обращается к папе, звонит ему по телефону, поет ему песни. Постоянное обращение к папе – удивительный момент в игре, ведь с будущим отцом девочка не встречалась. Оказалось, что в три года ее привел в дом ребенка родной отец и отказался от ее воспитания: его жена, мать девочки умерла, осталось трое детей. Старшие остались с ним, а младшую дочь оформили в дом ребенка. Беседа с девочкой показала, что она не помнит, как попала в дом ребенка и кто ее сюда привел, но эмоциональная травма осталась и в игре ребенок пытался справиться со своими проблемами.

Наиболее подходящим видом деятельности для первого этапа являются шумные, подвижные игры, предполагающие тактильный контакт с ребенком. У детей, лишенных в раннем возрасте родительской любви и внимания, пропущен телесный опыт первого года жизни, имеющий важное психологическое значение.

Согласно взглядам Эриксона Э. тема доверия и безопасности – это проблема первого года жизни, когда происходит исследование границ своего тела и тела другого человека.

Ощущение безопасных границ собственного тела формируется у новорожденного в процессе тактильного контакта с матерью, этот контакт представляет собой первый вид коммуникации. Подобного ощущения не возникает в тех случаях, когда ребенок испытывает дефицит тактильного контакта, либо данный контакт связан с его травматизацией. Недостаток тактильной стимуляции в раннем детстве может привести к нарушениям телесной идентификации, к нарушению образа “Я” и утрате доверия к окружающим.

Поэтому использование игр, направленных на телесное осознование, является терапевтически оправданным для данного контингента детей.

Наиболее часто используются следующие игры: (детские игры представлены согласно классификации Замораева С.И. и Кудрявцевой С.В.)

1.”Шумелки-молчалки” - игры, дающие возможность заявлять о себе звуком (криком, плачем, смехом, др. шумом) или наоборот демонстрирование “тихого” поведения. В таких играх реализуется потребность в эмоциональном принятии, применяются для профилактики невроза навязчивости,связанного с внутренним конфликтом между “хочу” и“не имею права” через осознание возможности самоутверждения.

Возможность шумного самовыражения у детей-сирот часто является проблематичной, на первых сеансах их громкий голос производит впечатление удушенного, по мнению многих авторов – это символическое выражение страха громко заявлять о себе.

2. Игры, затрагивающие проблемы обладания (от простых “хваталок” и “бросалок” у малышей до “пятнашек” и сложных сюжетных построений с распределением “главных” и “подчиненных” ролей у детей постарше) направлены на расширение границ личностной независимости, познания объектных отношений.

В условиях Дома ребенка детям очень редко выпадает возможность безраздельного обладания каким-либо объектом. Понятие “Мое” и “Чужое” не дифференцировано. Многообразие игрушек, а главное возможность единолично владеть ими, часто вызывает у ребенка эйфорическое состояние и не позволяет ему выстроить игру. Некоторые психологи, стремясь сконцентрировать внимание ребенка, убирают лишние с их точки зрения предметы. Однако детская жадность через некоторое время проходит и ребенок сам устанавливает необходимый ему игровой набор. Благодаря такому подходу психотерапия проводится в “игровом” пространстве ребенка, а не взрослого.

Кроме того, в играх, связанных с проблемами обладания и потери, есть возможность соприкоснуться в безопасной ситуации с различными эмоциями, возникающими в связи с радостью обладания и фрустрацией по поводу потери объекта. Ребенок получает возможность адекватно выражать свои эмоции.

Данные игры направлены на профилактику истерических нарушений, связанных с неудовлетворенной потребностью обладать (“хочу, а не дают”).

3.Группа игр “пряталки-появлялки” дают возможность почувствовать наличие своего “ Я” через восприятие значимых близких. Считается, что подобные игры позволяют “отжить” (отыграть) катастрофу рождения. У детей-сирот рождение в прямом смысле слова явилось для них катастрофой. Трудно сказать, действительно ли ребенок проигрывает «катастрофу рождения» или это профессиональные фантазии психологов, но именно эти игры пользуются особой популярностью у детей, в них отчетливо проявляются полярные эмоции: страх и радость. Игры с «эмоциональными качелями» обладают терапевтической ценностью для детей, подверженных страхам, направлены на профилактику невротических и психотических нарушений, связанных со страхом “потери” себя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Распределение дел во времени
После того, как выработан общий распорядок, режим дня, пора переходить ко второму этапу регулирования времени — к распределению. Простейший способ — начать вести расписание дел, т. е. записывать всю предстоящую работу (которую вы, проанализировав, отнесли к необходимой) в специальный блокнот. Ведение такого расписания имеет смысл и тог ...

Виды памяти
По критерию времени сохранения информации в голове человека выделяют следующие виды памяти: * мгновенная (сенсорная); * кратковременная; * оперативная; * долговременная; * генетическая [20, 25, 33]. Мгновенной или сенсорной называют самую короткую по времени хранения информации память, которая работает лишь тогда, когда человек ...

Пути повышения мотивационного климата педагогического коллектива
Проведенное исследование показало, что мотивационный климат включает в себя как благоприятные, так и негативные характеристики. Для поддержания благоприятного мотивационного климата необходимо управлять мотивацией персонала. Можно предложить пути решения данной проблемы как показано в таблице Таблица 3 Управление мотивацией профессион ...