Psfine

Позитивная психология

Материалы » Последствия социальной депривации у детей » Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной депривации.

Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной депривации.
Страница 2

На занятии по игровой терапии девочке предлагается сюжет: поездка к маме и папе в гости. Наташа охотно играет, игровая деятельность насыщена разнообразными элементами. Психолог сюжет не направляет. В ходе игры девочка перестает упоминать маму. Она постоянно обращается к папе, звонит ему по телефону, поет ему песни. Постоянное обращение к папе – удивительный момент в игре, ведь с будущим отцом девочка не встречалась. Оказалось, что в три года ее привел в дом ребенка родной отец и отказался от ее воспитания: его жена, мать девочки умерла, осталось трое детей. Старшие остались с ним, а младшую дочь оформили в дом ребенка. Беседа с девочкой показала, что она не помнит, как попала в дом ребенка и кто ее сюда привел, но эмоциональная травма осталась и в игре ребенок пытался справиться со своими проблемами.

Наиболее подходящим видом деятельности для первого этапа являются шумные, подвижные игры, предполагающие тактильный контакт с ребенком. У детей, лишенных в раннем возрасте родительской любви и внимания, пропущен телесный опыт первого года жизни, имеющий важное психологическое значение.

Согласно взглядам Эриксона Э. тема доверия и безопасности – это проблема первого года жизни, когда происходит исследование границ своего тела и тела другого человека.

Ощущение безопасных границ собственного тела формируется у новорожденного в процессе тактильного контакта с матерью, этот контакт представляет собой первый вид коммуникации. Подобного ощущения не возникает в тех случаях, когда ребенок испытывает дефицит тактильного контакта, либо данный контакт связан с его травматизацией. Недостаток тактильной стимуляции в раннем детстве может привести к нарушениям телесной идентификации, к нарушению образа “Я” и утрате доверия к окружающим.

Поэтому использование игр, направленных на телесное осознование, является терапевтически оправданным для данного контингента детей.

Наиболее часто используются следующие игры: (детские игры представлены согласно классификации Замораева С.И. и Кудрявцевой С.В.)

1.”Шумелки-молчалки” - игры, дающие возможность заявлять о себе звуком (криком, плачем, смехом, др. шумом) или наоборот демонстрирование “тихого” поведения. В таких играх реализуется потребность в эмоциональном принятии, применяются для профилактики невроза навязчивости,связанного с внутренним конфликтом между “хочу” и“не имею права” через осознание возможности самоутверждения.

Возможность шумного самовыражения у детей-сирот часто является проблематичной, на первых сеансах их громкий голос производит впечатление удушенного, по мнению многих авторов – это символическое выражение страха громко заявлять о себе.

2. Игры, затрагивающие проблемы обладания (от простых “хваталок” и “бросалок” у малышей до “пятнашек” и сложных сюжетных построений с распределением “главных” и “подчиненных” ролей у детей постарше) направлены на расширение границ личностной независимости, познания объектных отношений.

В условиях Дома ребенка детям очень редко выпадает возможность безраздельного обладания каким-либо объектом. Понятие “Мое” и “Чужое” не дифференцировано. Многообразие игрушек, а главное возможность единолично владеть ими, часто вызывает у ребенка эйфорическое состояние и не позволяет ему выстроить игру. Некоторые психологи, стремясь сконцентрировать внимание ребенка, убирают лишние с их точки зрения предметы. Однако детская жадность через некоторое время проходит и ребенок сам устанавливает необходимый ему игровой набор. Благодаря такому подходу психотерапия проводится в “игровом” пространстве ребенка, а не взрослого.

Кроме того, в играх, связанных с проблемами обладания и потери, есть возможность соприкоснуться в безопасной ситуации с различными эмоциями, возникающими в связи с радостью обладания и фрустрацией по поводу потери объекта. Ребенок получает возможность адекватно выражать свои эмоции.

Данные игры направлены на профилактику истерических нарушений, связанных с неудовлетворенной потребностью обладать (“хочу, а не дают”).

3.Группа игр “пряталки-появлялки” дают возможность почувствовать наличие своего “ Я” через восприятие значимых близких. Считается, что подобные игры позволяют “отжить” (отыграть) катастрофу рождения. У детей-сирот рождение в прямом смысле слова явилось для них катастрофой. Трудно сказать, действительно ли ребенок проигрывает «катастрофу рождения» или это профессиональные фантазии психологов, но именно эти игры пользуются особой популярностью у детей, в них отчетливо проявляются полярные эмоции: страх и радость. Игры с «эмоциональными качелями» обладают терапевтической ценностью для детей, подверженных страхам, направлены на профилактику невротических и психотических нарушений, связанных со страхом “потери” себя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности
Со стрессовыми состояниями тесно взаимосвязаны, а часто являются их причинами состояния иного типа - фрустрационные. Они возникают в случае блокады невозможности достижения тех или иных значимых для личности целей. Их развитие протекает по следующей схеме: наличие интенсивной потребности (значимой цели, сильного желания); блокировка и ...

Сравнительный анализ социального статуса школьника и влияние на него тренинга общения
Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом – индексом соц ...

Теоретическая часть. Теоретические аспекты исследования проблемы влияния характерологических особенностей руководителей высшего и среднего звена на стиль руководства. Психологическое содержание пон
История учения о характере показывает значительное разнообразие даже в исходных позициях при определении этой важнейшей стороны личности. Слово «характер» означает «черта», «примета», «признак», «особенность». Это слово происходит от глагола «харако» - острить, царапать, чертить. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-т ...