Psfine

Позитивная психология

Развитие внимания » Виды внимания

Виды внимания
Страница 1

Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из основания, по которым обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Следует отметить, что, начиная с первого класса, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес.

К концу младшего школьного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе.

Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые – произвольным (таблица 1).

Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти виды внимания отличаются друг от друга только по своей сложности.

Бывают случаи, когда внимание невольно направляется на что-либо, т.е. складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или явления, а они "берут штурмом" наше сознание в силу своей интенсивности.

Таблица1 Внимание

Вид внимания

Условие возникновения

Основная характеристика

Механизм

Непроизвольное

Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя

Непроизвольность, легкость возникновения и переключения

Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности

Произвольное

Постановка (принятие) задачи

Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет

Ведущая роль второй сигнальной системы (слова, речь)

Послепроизвольное

Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес

Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение

Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес

Факторы, определяющие непроизвольное внимание:

- интенсивность раздражителя;

- качество раздражителя;

- повторение;

- внезапность появления объекта;

- движение объекта;

- новизна объекта;

- согласие с наличным содержанием сознания.

Произвольность внимания развивается вместе с формированием его отдельных свойств. Есть еще и третья стадия становления внимания - она заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название "послепроизвольного". Понятие послепроизвольного внимания было введено в употребление Н.Ф. Добрыниным. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности.

Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:

- первичное внимание, вызванное разнообразными раздражителями, которые производят сильное воздействие на нервную систему;

- вторичное внимание - сосредоточенность на одном объекте, несмотря на наличие других (дифференциация);

- постпроизвольное внимание, когда объект удерживается во внимании без специальных усилий.

Непроизвольное внимание

Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

- объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность);

- структурная организация (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);

- интенсивность объекта - более сильный звук, более яркий плакат и т. д. скорее привлекает к себе внимание;

- новизна, необычность объектов;

- резкая смена объектов;

- субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему;

Страницы: 1 2 3


Отношения между типами личности и окружения
Так как реальная личность (как и окружение) содержит в себе элементы разных типов, то она может быть более или менее однородной, дифференцированной и конгруэнтной. Понятие «однородность» Данное понятие применяется как к типам личности, так и к типам окружения. Одни типы более схожи друг с другом, чем другие. Так, социальный и артистич ...

Использованные методики экспериментального исследования одиночества
Для диагностики субъективного переживания одиночества и определения, какие личностные качества являются основными в его формировании, были применены: оценка и самооценка конституционных факторов личности по Р.Б. Кетеллу с дополнительными вопросом об одиночестве; диагностика основных потребностей личности; определение притязаний с пом ...

Дайте понятие деятельности, раскройте структуру деятельности
Деятельность — активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которого оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Деятельность человека — это активность, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовл ...