Эмоциональное отношение ребёнка к приёмным родителямСтраница 1
Одной из острейших социально-экономических и психолого-педагогических проблем в cтранах постсоветского пространства является проблема социального сиротства - явления, при котором дети остаются без родительской опеки при живых родителях. Сравнительно новой моделью семейного устройства детей-сирот, где труд родителей оплачивается государством, является приёмная семья. Ежегодно количество детей, отданных на воспитание в приёмную семью, увеличивается.
Создание приёмной семьи в психологическом смысле начинается с установления эмоционального контакта между ребёнком и приёмными родителями, который является основой осуществления идентификационных отношений между ними. Поэтому в центре нашего внимания находится проблема эмоционального отношения ребёнка к приёмным родителям.
Для изучения эмоционального отношения приёмного ребёнка к новым значимым для него людям - приёмным родителям - и отражения как сознательных, так и частично неосознаваемых уровней этих отношений нами использовался Цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный Е.Ф. Бажиным и А.М. Эткиндом. В исследовании приняли участие 76 приёмных детей (44 девочки и 32 мальчика) и 69 биологических детей (37 девочек и 32 мальчика) в возрасте 4-11 лет.
Для изучения особенностей эмоционального отношения ребёнка к приёмным родителям был использован Цветовой тест отношений (ЦТО). Близость цветовых рядов ребёнка и родителя оценивалась по значению коэффициента ранговой корреляции Спирмена (rs), на основании чего были диагностированы следующие виды эмоционального отношения ребёнка к родителю: положительно зависимое; отрицательно зависимое и амбивалентное эмоциональное отношение. Эмоционально-личностные характеристики цветов, входящих в ЦТО, использовались для описания особенностей восприятия ребёнком матери и отца как объектов идентификации. Взаимосвязь между представлениями ребёнка о родителях и его самоотношением оценивалась на основе корреляционный анализ между отдельными цветами, входящими в ЦТО, в цветовых предпочтениях ребёнка в отношении себя, в отношении приёмной/биологической матери, приёмного/биологического отца.
Изучение эмоционального отношения ребёнка к родителям позволило выявить следующие тенденции:
1) у девочек вне зависимости от типа семьи преобладает положительно зависимое эмоциональное отношение к матери (в приёмных семьях φ*=1,932 при α=0,05; в биологических семьях φ*=2,353 при α=0,01), что способствует идентификации с ней. Преобладающим видом эмоционального отношения к отцу у девочек в приёмных (φ*=2,703 при α=0,01) и в биологических (φ*=4,675 при α=0,001) семьях является амбивалентное эмоциональное отношение;
2) у мальчиков вне зависимости от типа семьи преобладает амбивалентное эмоциональное отношение к отцу (в приёмных семьях φ*=3,005 при α=0,001; в биологических семьях φ*=6,414 при α=0,001) наряду с положительно зависимым (у 48,4% приёмных мальчиков и у 46,9% биологических мальчиков) и амбивалентным (у 41,9% приёмных мальчиков и у 53,1% биологических мальчиков) эмоциональным отношением к матери, что затрудняет идентификацию мальчика с отцом;
3) и в приёмных (φ*=2,471 при α=0,01), и в биологических (φ*=4,766 при α=0,001) семьях положительная идентификация девочки с матерью встречается значимо чаще, чем положительная идентификация мальчика с отцом;
4) приёмная мать и мальчиками, и девочками воспринимается как открытая, общительная, дружелюбная, отзывчивая, энергичная, активная, эмоционально расположенная по отношению к детям. Её цветовой портрет ассоциируется с эмоцией радости, выражает потребности детей в общении с ней, эмоциональной вовлечённости в эти отношения, привязанности. Отношения с приёмной матерью опосредуют развитие у приёмной девочки таких свойств, как активность, решительность, эмоциональность, а у приёмного мальчика - моральных свойств личности;
5) представления о матери в биологической семье сходны с представлениями о приёмной матери (и у мальчиков, и у девочек: rs=0,9 при α=0,01). Качество отношений с матерью в биологической семье опосредует развитие у мальчиков и девочек, прежде всего, коммуникативных и эмоциональных качеств личности;
6) приёмный отец и мальчиками, и девочками, ассоциируется с такими качествами, как уступчивый, зависимый, спокойный, ригидный, апатичный; низко оцениваются его активность, энергичность, отзывчивость. Приёмные мальчики и девочки стремятся к общению с приёмным отцом, воспринимают его как открытого, общительного, однако девочки при этом испытывают страх отвержения и одновременно воспринимают его как враждебного. Приёмный отец не является для детей моральным цензором поведения, образцом для приобретения социально значимых личностных качеств, интериоризации норм, стереотипов, ролей, ценностных ориентаций. Приёмные мальчики в большей степени, чем приёмные девочки воспринимают приёмного отца как нерешительного, неуверенного, несамостоятельного, слабого, пассивного. Отношения с приёмным отцом опосредуют развитие у приёмной девочки таких свойств личности, как уступчивость, зависимость, слабость, нерешительность и пассивность, а у приёмного мальчика - коммуникативных свойств личности, однако препятствуют развитию моральных качеств;
Использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению
истории родного края
Художественная деятельность
занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей. Художественная деятельность
- это организация жизни и деятельности детей ...
Анализ и интерпритация результатов
Сравнительный анализ проявления тревожности показал, что в тренинговой группе А показатели уровня тревожности по методике Спилберга-Ханина до тренинга значительно выше, чем после. А в группе Б показатели остались неизменными.
Затем полученные данные подверглись математической обработке для установления соотношения уровня тревожности гр ...
Вертикальное движение глаз
Вертикальный просмотр текста при чтении возможен только при широком поле четкого видения.
Однако важно не только видеть строку целиком, но и понимать ее содержание. В понимании текста при вертикальном прочтении поможет только практика.
" Газета-спринт"
За 15—20 минут просмотрите четырехстраничную газету с вертикальным движе ...
