Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной
депривации.Страница 1
Данная программа описывает опыт работы с детьми (в возрасте от 2 до 4 лет), получивших тяжелые психотравмы в раннем детстве (жестокое обращение, свидетельство тяжелых преступлений, разлука с близкими или их смерть). Эти дети воспитывались в Специализированном доме ребенка г. Воркуты. У всех детей отмечается задержка психо-речевого развития вследствие как социальной депривации, так и органических поражений мозга.
ЦЕЛИ:
1. В символической форме провести “реконструкцию” прошлых переживаний, “отреагировать” страх и горе ребенка, показать ему конструктивные способы разрешения проблемных ситуаций.
2. Развивать положительный “Я-образ ” ребенка (расширить его представления о себе и о внутреннем мире др. человека, развить способность к принятию самостоятельных решений, повысить самоконтроль.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:
1.Во время сеанса психолог является активным участником игрового процесса, на первых порах он постоянно комментирует действия ребенка, вербализирует его и свои чувства. Предлагая ребенку различные игры, он оставляет право за ребенком на собственные действия, всячески приветствуя его инициативу. Можно сказать, что на время сеанса взрослый поступает в “безраздельное пользование” ребенка.
2.Создает благоприятные условия ребенку для создания образов. Предоставляет возможность испытать негативные переживания в безопасной обстановке, позволяет ребенку самому преобразовать эти образы в удобной для него форме.
3.Психолог не ставит перед собой задачу интерпретировать эти образы. Главное, что образы наполнены смыслом для самого ребенка. Хотя, конечно, неплохо, если и взрослый поймет их суть.
4.Психолог предлагает ребенку новые выразительные средства для выражения и решения своих проблем (индивидуально созданные для ребенка истории или народные сказки).
Ограничения, вводимые в игровую деятельность минимальны:
1.Время сеанса четко ограничено временными рамками.
2.Нельзя бить взрослого.
3.Нельзя ломать игрушки и выносить их из игровой комнаты.
Сеансы продолжаются до 30 минут.
ПЕРВЫЙ ЭТАП.
Наиболее естественным способом проникновения во внутренний мир ребенка является игра. На первом этапе игровой терапии психолог устанавливает теплые, доверительные отношения с ребенком.
Данный контингент детей в силу возрастных особенностей и социальной запущенности не оставляет психологу широкого выбора в разнообразных играх. Предоставленной свободой и игрушками дети часто не умели пользоваться. На предложение “Поиграй” или “делай, что хочешь” большинство из них начинало бесцельно слоняться по комнате, перебирая игрушки, но долго не задерживая внимание ни на одной.
На первом этапе психологу необходимо стать активным участником игрового процесса, взрослый постоянно комментирует действия ребенка, вербализует его и свои чувства, положительно оценивает любую инициативу.
В большинстве случаев сведения о жизни ребенка в биологической семье поверхностны и отрывисты, а ребенок еще слишком мал, чтобы поделиться своими переживаниями. Поэтому перед психологом стоит достаточно трудная в профессиональном плане задача: на внешне примитивном игровом материале реконструировать прошлый опыт, “отреагировать” страх и горе маленького пациента, т.е. по сути, подойти к истокам формирования подсознания. Психологическая картина мира ребенка, получившего тяжелые психотравмы в первые три года жизни, существенным образом искажается: базовым личностным образованием становится чувство недоверия к миру, восприятие нового как потенциально опасного. Пытаясь “переработать” часто малопонятные, но страшные воспоминания, ребенок воспроизводит их в игре. Спонтанные игры детей часто являются ключом к глубинным слоям психики.
Выдержка из протокола: Наташа Лихоносова, 3 года 8 мес. (незначительная задержка интеллектуально-речевого развития вследствие социальной депривации). Девочку хотят взять в семью, но она отказывается общаться с усыновительницей: “Она мне не мама, мой дом здесь”. Сам по себе факт для домов ребенка исключительный: обычно дети ищут общения со взрослыми.
Становление и развитие психодиагностики зарубежом. Развитие психодиагностики в период с 1901
года по 1917год
Психодиагностика, родившая в конце XIX века и выступающая в качестве науки об индивидуально-психологических различиях и претендующая на их измерение, подошла к началу нового века закаленной в дискуссиях и спорах об измерении интеллекта, пройдя за очень короткий период времени путь от гальтоновских шкал ума до тестов Бине. Исторически сл ...
Распределение ролей в команде
В современном бизнесе существует два основных подхода к созданию команд. Первый основывается на укреплении и развитии команд, образовавшихся естественным образом (так называемый team building). Второй подход более сконцентрирован на принципах проектирования команды и распределения в ней ролей.
Главной целью второго подхода является пов ...
Сущность социально-психологического воздействия
Психология воздействия – одно из самых традиционных направлений социально – психологического знания. Однако, несмотря на это, проблематика психологического воздействия и сегодня продолжает оставаться, пожалуй, наиболее популярной и интегрирующей сферой исследовательских и практических интересов психологии. Такая ситуация связана в перву ...