Psfine

Позитивная психология

Материалы » Последствия социальной депривации у детей » Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной депривации.

Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной депривации.
Страница 1

Данная программа описывает опыт работы с детьми (в возрасте от 2 до 4 лет), получивших тяжелые психотравмы в раннем детстве (жестокое обращение, свидетельство тяжелых преступлений, разлука с близкими или их смерть). Эти дети воспитывались в Специализированном доме ребенка г. Воркуты. У всех детей отмечается задержка психо-речевого развития вследствие как социальной депривации, так и органических поражений мозга.

ЦЕЛИ:

1. В символической форме провести “реконструкцию” прошлых переживаний, “отреагировать” страх и горе ребенка, показать ему конструктивные способы разрешения проблемных ситуаций.

2. Развивать положительный “Я-образ ” ребенка (расширить его представления о себе и о внутреннем мире др. человека, развить способность к принятию самостоятельных решений, повысить самоконтроль.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

1.Во время сеанса психолог является активным участником игрового процесса, на первых порах он постоянно комментирует действия ребенка, вербализирует его и свои чувства. Предлагая ребенку различные игры, он оставляет право за ребенком на собственные действия, всячески приветствуя его инициативу. Можно сказать, что на время сеанса взрослый поступает в “безраздельное пользование” ребенка.

2.Создает благоприятные условия ребенку для создания образов. Предоставляет возможность испытать негативные переживания в безопасной обстановке, позволяет ребенку самому преобразовать эти образы в удобной для него форме.

3.Психолог не ставит перед собой задачу интерпретировать эти образы. Главное, что образы наполнены смыслом для самого ребенка. Хотя, конечно, неплохо, если и взрослый поймет их суть.

4.Психолог предлагает ребенку новые выразительные средства для выражения и решения своих проблем (индивидуально созданные для ребенка истории или народные сказки).

Ограничения, вводимые в игровую деятельность минимальны:

1.Время сеанса четко ограничено временными рамками.

2.Нельзя бить взрослого.

3.Нельзя ломать игрушки и выносить их из игровой комнаты.

Сеансы продолжаются до 30 минут.

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

Наиболее естественным способом проникновения во внутренний мир ребенка является игра. На первом этапе игровой терапии психолог устанавливает теплые, доверительные отношения с ребенком.

Данный контингент детей в силу возрастных особенностей и социальной запущенности не оставляет психологу широкого выбора в разнообразных играх. Предоставленной свободой и игрушками дети часто не умели пользоваться. На предложение “Поиграй” или “делай, что хочешь” большинство из них начинало бесцельно слоняться по комнате, перебирая игрушки, но долго не задерживая внимание ни на одной.

На первом этапе психологу необходимо стать активным участником игрового процесса, взрослый постоянно комментирует действия ребенка, вербализует его и свои чувства, положительно оценивает любую инициативу.

В большинстве случаев сведения о жизни ребенка в биологической семье поверхностны и отрывисты, а ребенок еще слишком мал, чтобы поделиться своими переживаниями. Поэтому перед психологом стоит достаточно трудная в профессиональном плане задача: на внешне примитивном игровом материале реконструировать прошлый опыт, “отреагировать” страх и горе маленького пациента, т.е. по сути, подойти к истокам формирования подсознания. Психологическая картина мира ребенка, получившего тяжелые психотравмы в первые три года жизни, существенным образом искажается: базовым личностным образованием становится чувство недоверия к миру, восприятие нового как потенциально опасного. Пытаясь “переработать” часто малопонятные, но страшные воспоминания, ребенок воспроизводит их в игре. Спонтанные игры детей часто являются ключом к глубинным слоям психики.

Выдержка из протокола: Наташа Лихоносова, 3 года 8 мес. (незначительная задержка интеллектуально-речевого развития вследствие социальной депривации). Девочку хотят взять в семью, но она отказывается общаться с усыновительницей: “Она мне не мама, мой дом здесь”. Сам по себе факт для домов ребенка исключительный: обычно дети ищут общения со взрослыми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Сущность общения
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и тольк ...

Теории эмоций
Одним из первых на внешние проявления эмоциональных явлений, их внешнее проявление в поведении, обратил внимание создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. В 1872г. ученый опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических я ...

Методические подходы к исследованию феномена "любви". Типы исследований любви в психологии
Настоящая любовь похожа на приведение: все о ней говорят, но мало кто ее видел. Ларошфуко В психологии любовь долгое время считалась проблематикой "ненаучной". Специфичность эмоциональных явлений отрицалась, а они сводились к явлениям биологического, физиологического порядка. До сих пор психология любви и психология эмоциона ...