Psfine

Позитивная психология

Материалы » Психологическое воздействие как социально-психологический феномен » Сущность социально-психологического воздействия

Сущность социально-психологического воздействия
Страница 1

Психология воздействия – одно из самых традиционных направлений социально – психологического знания. Однако, несмотря на это, проблематика психологического воздействия и сегодня продолжает оставаться, пожалуй, наиболее популярной и интегрирующей сферой исследовательских и практических интересов психологии. Такая ситуация связана в первую очередь с тем, что данная предметная область напрямую выходит на раскрытие механизмов, способов и методов управления психическими процессами; определяет общую логику развития и основную «сверхзадачу» социальной психологии как научно – практической дисциплины, указывает на наиболее проблемные узлы соприкосновения психологической науки и общественной практики, социального заказа.

Структура социально-психологического воздействия или социальных влияний можно представить следующим образом: субъект, объект, способы влияния, средства, механизм.

В качестве субъектов социальных влияний могут выступать как человек, отдельная личность, так и общество. По мере осложнения социальной обстановки характер субъектов воздействия меняется. Например, в условиях чрезвычайного положения управление в социальной сфере переходит к военным органам.

Объектом социальных влияний выступают самые разнообразные социально-психологические явления: личность, общности, их образ жизни, стратификация общества, конфликты, социальная напряженность групп, толпа и пр. Что же касается способов социальных влияний, то здесь можно условно выделить как силовые административные приемы (применение военной силы), так и несиловые (увольнение, система наказания), а так же социально-психологические и психотерапевтические.

Традиционно к социально-психологическим способам влияния относили внушение, заражение, подражание, убеждение. На самом деле к их числу также относятся слухи, рэкет, захват заложников, публичные территориальные акты, аварии, эпидемии, митинги, демонстрации, голодовки, стачки, забастовки, акты самосожжения, использование средств массовой информации, модификация поведения, религия, мода, реклама, психотропное оружие. При этом способы влияния, могут быть правовыми и анти-правовыми, стихийными и умышленными.

Вопрос о средствах и механизмах социальных влияний выходит за рамки социальной психологии, так как это междисциплинарная проблема. Она может быть решена только при координации усилий психологов, физиков, медиков, гигиенистов и других специалистов. Психотерапевтическое вмешательство предполагает позитивные изменения личностной и групповой роли посредствам применения тренингов, психодрамы.

Говоря о социально-психологическом воздействии, нельзя не сказать о технике его применения. Вообще психотехника как научное направление имеет давнюю историю. Своими корнями она уходит в 20-е годы, историю психологии труда. Здесь следует отметить наличие частных теорий, связанных с разработкой рекламы, применением средств массовой информации и т.п. Но об общей теории техники социально-психологического воздействия вести речь не приходится. Между тем далеко продвинулись разработки в области «модификации поведения», направленные на манипулирование массовым поведением, формирование общественного мнения, установок. При этом все большее распространение приобретает техника гуманистической психологии, в частности ненасильственного общения, разрабатываемая научными центрами, расположенными в Швейцарии и США.

За последние 20-25 лет в мировой психологии возникло несколько принципиально новых концептуальных подходов, пытающихся изучить целостные взаимосвязи между человеком и его окружением. Эти направления, будучи междисциплинарными по характеру, получили различные наименования в зависимости от своих предметных пристрастий (в качестве примера можно назвать поведенческую экологию, психологию архитектуры, социальную экологию, психогеографию и т.п.).

Вместе с тем в этой уже достаточно обширной исследовательской области одно направление претендует на системный охват взаимоотношений человека и среды в рамках психологического знания – это так называемая психология среды или экологическая психология.

Центральным понятием экологической психологии является понятие «место поведения», или «поведенческая ситуация. Место проведения – это определенным организованные и ограниченные во времени и пространстве характеристики среды поведения, в рамках которой конкретная деятельность и поведение человека унифицированы и циклично повторяются, например, унифицированное ролевыми предписаниями и характеристиками конкретной средовой обстановки поведение людей в аптеке, гараже, школьном классе, на баскетбольной площадке и т.п. Место поведения, объединяющее физические свойства ситуации и социальной нормы, однозначно детерминирует и определенные паттерны поведения людей в данной конкретной ситуации. Иными словами, специфическое поведение, которое должно возникнуть, скорее можно предсказать или спровоцировать исходя из организации специфической ситуации, чем на основе индивидуальных различий между людьми. Таким образом «ведет себя» не только сам индивид, сколько вся экологическая система (индивид и среда), которая изменяется во времени и пространстве.

Страницы: 1 2


Взаимосвязь полоролевой идентичности и поведения
На наше поведение и отношения с другими людьми влияет огромное количество факторов. В их число входит и роль воспитания и врождённые особенности (например, темперамент) и множество других. Поэтому, безусловно, говоря о полоролевой идентичности, особенно у подростков, нельзя не сказать о её влиянии на поведение. Особенно это важно рассма ...

Научное творчество и личность ученого в формировании научного знания [1]
В данном задании мы проанализируем основные биографические данные великого ученого Зигмунда Фрейда и сопоставим их с теми психологическими идеями (теориями, концепциями), которые он выдвигал. Зигмунд Фрейд - создатель направления, которое приобрело известность под именем глубинной психологии и психоанализа, родился 6 мая 1856 г. в небо ...

Этнопсихологическое исследование различий в сфере внимания у школьников русской и татарской национальности.
Таблица №1. Данные, полученные в результате исследования концентрации и устойчивости внимания представителей татарской и русской национальности. Методика «Расстановка чисел» Методика Мюнстерберга Русские Татары Русские Татары 11 18 9 14 11 17 4 12 14 21 10 10 12 15 ...