Psfine

Позитивная психология

Материалы » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Теоротический анализ состояния одиночества личности. Сущность и причины возникновения состояния одиночества

Теоротический анализ состояния одиночества личности. Сущность и причины возникновения состояния одиночества
Страница 1

Проблема одиночества является одной из острейших проблем современности, она волновала человечество во все эпохи. Не случайно этой проблеме уделяли внимание выдающиеся философы, социологи, психологи, писатели, политические и религиозные деятели.

Герой рассказа Ги де Монпасана “Одиночество” в своем монологе говорит: ”Из всех загадок человеческого бытия я разгадал одну. Больше всего мы страдаем от одиночества, и все наши поступки, все наши страдания направлены на то, чтобы бежать от него… Иные ощущают это сильнее, другие слабее – вот и вся разница. С некоторых пор меня мучает жестокое осознание страшного одиночества, в котором я живу и от которого нет … ты слышишь? …нет спасения! Что бы мы ни делали, как бы мы не метались, какими бы ни был страстным порыв наших сердец, призыв губ и пыл объятий – мы всегда одиноки”.

О распространении одиночества среди людей говорят следующие данные: не более 1-2% опрошенных утверждают, что никогда в жизни не испытывали чувства одиночества, в то время как примерно 10-30% говорят, что переживали такое чувство хотя бы раз в жизни.

Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении.

Одиночество – эта многогранная и, по-видимому, комплексная проблема носит общечеловеческий характер и существует столько, сколько люди помнят себя. Она потому и вечна, что не зависит от общественно-экономических формаций, будучи присуща им всем. Однако если проблема одиночества непреходяща, то в чем видится ее острота именно сегодня?

При анализе одиночества необходимо развести одиночество и физическое состояние изолированности человека. Последнее есть поддающееся наблюдению состояние, регулированное и в какой-то степени контролируемое. Значение изоляции большей частью зависит от того каким значением человек наделяет это состояние. Предполагают, что изоляция должна быть мучительной, поэтому она и используется как форма наказания детей и преступников. Но иногда, к тревоге родителей и общества, изолированные инвалиды получали удовольствие от уединения; вместо чувства обделенности они обретали благодатную возможность для плодотворных открытий и, даже, саморазвития. Многим хочется время от времени “побыть одному”.

В противоположность состоянию изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одиночество – субъективное внутреннее переживание. Изоляция может содействовать одиночеству, но простое сведение второго к первой игнорирует специфические качества и сложность одиночества. Такое сведение упускает важнейшее обстоятельство – контекст переживаний одиночества. Многие люди испытывали мучительное одиночество не в изоляции, а в каком-либо сообщении, в лоне семьи и даже среди друзей.

Чтоб обнаружить физическую изоляцию, достаточно иметь одни глаза, но чтоб узнать одиночество, необходимо испытать его. Одиночество воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Есть доля правды в утверждении: «Ничье одиночество не похоже на мое. Одиночество каждого различного.» Одиночество уникально и невозможно дать его универсальное определение. Это верно, что мое одиночество – только мое, никто не может пережить мое одиночество за меня. Наверное, никто не может полностью понять, что я чувствую, когда я одинок. Кроме того, мои переживания одиночества меняются от ситуации к ситуации. Однако при всей уникальности любого данного переживания одиночества есть определенные элементы, общие для всех его проявлений.

Различают экзистенциальный, культурный, социальный и межличностный аспекты одиночества, которые можно рассматривать как «иерархию масштабов» возникновения и проявления состояния одиночества.

Пример культурного одиночества – переживание иммигрантов. История США богата выражениями типа одиночества. В 19 веке многие переселенцы переезжали в эту страну группами, которые включали ближайших родственников, друзей и знакомых. Они были окружены любящими их людьми, но они были глубоко одиноки. Даже учреждение иммигрантами этнических коммун, не мешало людям говорить о своей отчужденности, отрыве от культурного наследия, которое изначально было частью их жизни. Многое из того, что они привыкли считать само собой разумеющимся, было утеряно. Понятие отчуждения не всегда адекватно отражает это переживание. Отчуждение представляет, главным образом, сложное отношение иммигрантов к их новой родине и не объясняет несчастья, от которого многие страдают, становясь одинокими и стремясь вновь обрести основные идеи, нормы, учреждения, позиции и ценности, составляющие унаследованную часть жизненного мира личности. Культурное отчуждение может быть часть или следствием неразрешенности одиночества именно в культурном измерении.

Страницы: 1 2 3


Использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края
Художественная деятельность занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей. Художественная деятельность - это организация жизни и деятельности детей ...

Техника скрещивания якорей
1. Берем триггер и накладываем якорь (на одном колене). 2. Берем ресурсное состояние. Его мы якорим на другом колене. 3. После того, как мы наводим якоря до совершенства – мы нажимаем сразу на два колена. Холодное с горячим – теплое. Проблема: если ресурсное состояние +3, проблемное состояние -10, то итог -7. Для этого используют тех ...

Психолого-педагогические проблемы социальных сирот.
Социализация, воспитание, проживание детей-сирот в современной России происходит в условиях государственной системы призрения, которая основана на принципах сепарации от общества. Исторически такая система социализации восходит к педагогическим проектам эпохи Просвещения, когда считалось, что через систему интернатного воспитания можно ...