Дайте характеристику освоению деятельности (роли знаний, умений, навыков и
привычек). Перечислите и дайте характеристику закономерности упражненийСтраница 1
Деятельность — активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которого оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Деятельность человека — это активность, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
Планирование дея-ти
1) Определение цели - прогнозировать результат.
2) Осознание – для чего это необходимо (мотивация-мотив)
3) Анализ, ценка путей достижения цели.
4) Выбор наилучшего варианта
5) Определение промежуточных этапов работы и их времени.
6) Исполнение задуманного
7) Контроль деятельности в процессе её выполнения
8) Анализ, оценка, результатов деятельности.
Выделяют деят-ть внешнюю и внутреннюю.
Они являются разными сторонами одного и того же процесса. В онтогенезе (индивидуального развития) первоначально развивается внешняя деятельность. На основе практической деятельности в ходе накопления опыта происходит процесс превращения внешних практических действий во внутренние, сосбтвенно-психические, умственные (интериоризация). Обратный процесс – переход внутренней психической во внешнюю (экстериоризация).
В процессе взаимодействия с окружающим миром, человек познает его. Познающий - субъект познания; познаваемый – объект познания.
Познание – это приближение субъекта познания к сущности объекта.
Знание – освоенная информация сведений об окружающих, которые дают возможность человеку ориентироваться в окружающем мире. Знания возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий (чувствнная ступень познания). Эти чувственные данные перерабатываются в сознании и возникают представления и понятия.
Представления – это обобщенные образы объектов.
Понятие – это форма мышления, которая в обобщенной форме отражает сущность объекта.
Понятие и представление формируются с помощью слова. В этих двух формах знания сохраняются в нашей памяти и формируются.
Этапы освоения знаний:
1. Мотивационный (создание побуждения к освоению знаний)
2. Целенаправленное восприятии объекта (изучение его строения, функций, назначения – интерес реб-ка от готовности)
3. Осмысление информации (знакомая, незнакомая – устанавливается связь).
4. Запоминание (процесс, направленный на сохранение информации в памяти с целью его последующего воспроизведения)
5. Этапы полного освоения знаний (воспроизведение и их заполнение).
Все этапы взаимосвязаны и прочность усвоения знаний зависит от каждого из них.
Хар-ка навыков.
Навык – это действие, в основе которого отдельные операции в результате упражнений. В основе выработки навыков лежит формирование условных – временных нервных связей. Навыки формируются благодаря упражнениям (многократное повторение действия с целью их осознанного совершенства).
Многократное выполнение действий становится упражнение при условии: наличия ясноосознанной цели; стремления её достичь.
Показатели успешного формирования навыка.
1) Изменение приемов выполнения действий:
- постпенное объединение отдельных частных движений в целое;
¾ Устранение лишних движений;
¾ Уменьшение кол-ва ошибок;
¾ Появление совмещенных движений;
¾ Снятие мышечного движения;
¾ Ускорение темпа выполнения.
2) Изменение приемов сенсорного контроля:
- появление мышечного контроля;
-появление чувства времени, скорости, величины.
3) Изменение приемов центрального регулирования:
¾ уменьшение сознательного и увеличение подсознательного контроля;
Проведение исследования
Было проведено исследование двух групп по 10 человек. Группа А –испытуемые от 18 до 28 лет, группа В – испытуемые от 28 до 38 лет.
Испытуемым было предложено ответить на вопросы шкал согласно инструкциям.
Обработка результатов проводилась следующим образом:
1) Было проведено определение показателей ситуативной и личностной тревожност ...
Индивидуальные
особенности
Индивидуальные различия памяти - это различия: 1) в продуктивности заучивания, то есть в скорости, прочности, точности и объему запоминания. И здесь наблюдается широкое разнообразие. Самый высокий уровень продуктивности памяти - эйдетизм (см. Эйдетизм, Память феноменальная); 2) по преобладающему типу памяти: зрительная, слуховая, двигат ...
Приложения
Приложение 1
Мотивация профессионального самоопределения
Таблица 1
Типы жизненных планов старшеклассников
Установки на получение высшего образования
1998 г.
2001 г.
Юноши
Девушки
Всего
Юноши
Девушки
Всего
Я точно знаю, что получу высшее образование, но где еще не решил (абстрактный тип)
Я выбрал ву ...
