Psfine

Позитивная психология

Приемы управления памятью

Память составляет основу познания мира человеком. Память поддается тренировке. Психологическая практика располагает целой системой управления памятью, объединяющей отдельные приемы совершенствования памяти в серьезные эффективные технологии. Все они базируются на законах памяти.

Под управлением памятью понимаются целенаправленные усилия по улучшению ее характеристик. Процессы управления включают воздействия на объективные и субъективные факторы. Объективные факторы управления: окружающая обстановка, характер запоминаемого материала (его логичность, связность, наглядность и внешняя доступность), фармакологические средства, электрические, электромагнитные и акустические воздействия. Субъективные факторы управления: различного рода подсказки, психологические установки, мотивация, индивидуализированные приемы запоминания, физическое и психическое состояние человека.

* Для воспроизведения забытой информации полезно перенестись в ту среду, где эта информация «родилась». В привычной обстановке скорость процесса воспроизведения увеличивается.

* Характеристики памяти можно существенно улучшить, если сформировать себе соответствующую цель и установку на запоминание информации с той или иной детальностью.

* Процессы памяти улучшаются при включении их непосредственно в деятельность. Чем выше уровень самостоятельности в процессе деятельности, тем быстрее развивается память.

* Чем выше мотивирована деятельность, тем прочнее запоминание. Именно отсутствием связи с активной повседневной деятельностью объясняется явлении «студенческого парадокса», когда буквально на следующий день после сдачи экзамена от накопленных перед этим знаний по предмету остаются одни слабые воспоминания.

* Интересный материал, вызывая положительные эмоции, способствует запоминанию. Эмоциональная раскраска информации (юмористическая, драматическая) улучшает ее запоминание.

* Чем сильнее материал осмыслен логически, тем его легче запомнить. В этой связи запоминание информации, состоящей из бессвязных фрагментов, следует организовать так, чтобы в ней появились условные логические связи. В наборе бессвязных слов можно каждое из них увязать по смыслу единой мыслью, использовать мнемонические средства.

* Запоминание оказывается более эффективным при структурировании информации на относительно законченные фрагменты (по схеме «дерево») и их повторении в течение «растянутого» времени (повторять предпочтительнее не подряд все сразу, а по отдельным фрагментам или в совокупности в течение нескольких отрезков времени – часов, дней).

* Существенную помощь оказывает прием реферирования материала с выделением в нем главных мыслей и опорных пунктов.

* Для лучшего запоминания можно использовать прием сопровождения фрагментов информации конкретными примерами или их сравнения между собой. Существенный эффект – в вербальном сопровождении («озвучивании») запоминаемого материала.

* Перед ответственным мероприятием, требующим воспроизведения материала (экзамен, публичное выступление и др.), сразу после запоминания следует отходить к ночному сну. Установлено, что воспроизведение менее эффективно, если ему предшествует продолжительное бодрствование. Сон же снижает негативное влияние феномена интерференции информации.

* Весьма эффективным приемом запоминания информации является повторение. При этом следует учитывать, что:

– запоминание информации происходит неравномерно, ступенчато (в частности, трудный материал вначале запоминается плохо, затем лучше; простой материал, наоборот, поддается запоминанию вначале легче, затем труднее);

– материал лучше повторять фрагментами (по логически осмысленным частям), чем все подряд и без перерыва.

Число повторений материала не компенсирует слабого внимания к нему. При этом:

– первый раз повторить заученный материал рекомендуется через 30-40 мин после его восприятия;

– в первые дни повторение должно быть чаще, чем в последующие;

– несколько десятков повторений в течение месяца небольшими фрагментами продуктивнее, чем сотни повторений в день материала в целом;

– повторение материала наиболее эффективно при отходе к ночному сну, когда события ушедшего дня перестают «напирать» друг на друга [26].

Полезно знать и учитывать в повседневных беседах, что:

– человек, как правило, высказывает 80% из того, что намерен сообщить, а собеседники воспринимают из этого лишь 70%, понимают – 60, в памяти же остается от 10 до 25%;

– «средний» человек удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад;

– память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит, и 10% из того, что слышит;

– лучше всего память работает между 8-12 ч утра и после 21 ч вечера, хуже всего – сразу после обеда [16].

Главное условие эффективности любых приемов управления памятью их индивидуализация. Все приемы, методы и технологии «заиграют» лишь в том случае, когда они соответствуют индивидуально-личностным характеристикам человека, идут в направлении его темперамента и характера, профессиональных интересов [26].


Обонятельный и вкусовой типы
Это дурно пахнет горькая пилюля свежий как роза ядовитое замечание это надо хорошо переварить проглоти это дело вкуса о вкусах не спорят Предикаты можно исследовать не только в устной, но и в письменной речи, особенно, если она носит неофициальный характер. При написании писем, отчетов и т.д. помните о сенсорных предпочтениях ад ...

6 правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям. Поступайте так, и вас будут радушно принимать повсюду.
Карнеги говорит, что можно побудить даже самых популярных людей в Америке уделить вам внимание и время и сотрудничать с вами, проявив к ним искренний интерес. Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим. Именно в среде подобных людей и появля ...

Р е з ю м е.
Шесть правил, соблюдение которых Позволяет понравиться людям Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми. Правило 2. Улыбайтесь. Правило 3. Помните, что имя человека - это самый сладостный самый важный для его звук на любом языке. Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе. Правило 5. Говорит ...