Psfine

Позитивная психология

Материалы » Позиция педагога в профессиональной деятельности » Профессионально-личностная позиция педагога

Профессионально-личностная позиция педагога
Страница 6

В качестве рабочего понятия в исследовании Д.В.Ронзин использует понятие инженерной психологии "концептуальная модель управляемого процесса", от содержания которой (включаемые элементы и их взаимодействие), а также от содержания оперативных моделей некоторых элементов, по мнению автора, зависит оценка педагогом ситуаций функционирования педагогической системы и действия в них, его педагогическая позиция.

Близким по значению к понятию "профессиональное сознание" является понятие "концептуальная модель деятельности", используемое в пособии Л.Н. Захаровой, В.В. Соколовой, В.М. Соколова. "Концептуальная модель деятельности" (КМД) характеризуется авторами как наиболее важный и сложный блок педагогической деятельности, определяющий полноту ее структуры и функциональные связи этой структуры при проектировании и реализации. "Концептуальная модель, - пишут авторы, - это своеобразный мир субъекта деятельности", "фон действий человека и база для принятия решений", "базовый компонент структуры образного отражения мира, глобальный образ и, следовательно, важнейший фактор проектирования"[52]. Диагностика КМД педагога позволяет обоснованно судить о его профессиональной компетентности. Различия между субъектами деятельности определяются на уровне различий концептуальных моделей (степень полноты, осознанность, побудительная сила и др.). В концептуальной модели представлено субъективное видение учителем всех аспектов педагогической деятельности. Полнота представленности обусловливает оптимальность реальной деятельности. Основные аспекты КМД: предметный, технологический, психологический. Цели подготовки профессиональных педагогов связываются с формированием и совершенствованием концептуальной модели будущего педагога.

Проведенный анализ существующих подходов и моделей профессионального сознания педагога позволяет сделать следующие выводы. Существенным является осознание факта несводимости целого к частям и бесперспективности стратегии развития профессионального сознания посредством профессионализации отдельных компонентов. При анализе феномена профессионального сознания педагога необходимым моментом становится удержание аксиологической составляющей его содержания.

Вместе с тем представленные модели носят преимущественно описательный характер. Остается открытым вопрос о психологических механизмах и условиях развития и формирования профессионального сознания. Возможным объяснением видится то обстоятельство, что значительное число исследований несет на себе печать профессиографического подхода. Описание структуры и компонентов модели профессионального сознания выступает основой разработки нормативных требований к конкретному субъекту деятельности.

Теоретической разработке категории "профессиональное сознание" длительное время препятствовали традиционные для отечественной психологии методологические установки в изучении сознания - гносеологизм и натурализм, понимание сознания как формы отражения действительности, деривата деятельности, отрицание его онтологического статуса, креативности. Гносеологизм сводит сознания к знанию субъекта о мире и себе в мире. Подобное толкование феномена сознания в настоящее время интерпретируется как отождествление сознания с самосознанием, как подмена реально практических отношений человека с миром одной их стороной – познавательной[3]. Гносеологизм не адекватен задаче исследования становления и развития профессионального сознания, поскольку представляет субъекта не как субъекта жизнедеятельности, а как субъекта познания. Мы полагаем, что работа со знанием не тождественна работе с сознанием. Рассмотрению человека, включенного в процесс жизнедеятельности, практическую деятельность, отвечает трактовка сознания как осознанного бытия, согласно которой "содержание, механизмы, структуры сознания возникают, существуют и реализуются не в собственно познавательной сфере ., а в самой практике реальной жизни и для целей этой жизни". Привлечение сознания в качестве предмета психологического анализа "не как отношений к действительности, а как отношения в действительности" имеет принципиальное значение, поскольку теоретические объекты психологии представляют собой объекты особой действительности, наличие онтологического статуса является необходимым требованием к единицам анализа психики .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Культурно-исторический анализ представлений о любви
Переживая любовь, человек переживает всю историю человечества, начиная от каменного века и кончая возможностями, заложенными в его личности. М.М. Пришвин Системный анализ категории "любовь", позволил определить любовь как чувство по отношению к объекту, который имеет устойчивое положительное значение для удовлетворения базов ...

Коммуникативное пространство в группе
Коммуникации в группах: организация «коммуникативного пространства» Если организация людей (рабочая группа) планирует успешное развитие региона, то для успе­ха дела она должна быть способна спланировать и свое собственное успешное взаимодейст­вие. В связи с этим возникает необходимость в разработке и организации "коммуникативного ...

Реализация социально-педагогической программы социализации подростков девиантного поведения
Второй этап можно назвать формирующим. Целью его является: предложить и апробировать социально-педагогическую программу социализации подростков девиантного поведения. Задачи: - формирование мотивации позитивных изменений; - вовлечение в культурно-досуговую деятельность. Вовлекая подростков в культурно-досуговую деятельность, я учла ...