Профессионально-личностная позиция педагогаСтраница 6
В качестве рабочего понятия в исследовании Д.В.Ронзин использует понятие инженерной психологии "концептуальная модель управляемого процесса", от содержания которой (включаемые элементы и их взаимодействие), а также от содержания оперативных моделей некоторых элементов, по мнению автора, зависит оценка педагогом ситуаций функционирования педагогической системы и действия в них, его педагогическая позиция.
Близким по значению к понятию "профессиональное сознание" является понятие "концептуальная модель деятельности", используемое в пособии Л.Н. Захаровой, В.В. Соколовой, В.М. Соколова. "Концептуальная модель деятельности" (КМД) характеризуется авторами как наиболее важный и сложный блок педагогической деятельности, определяющий полноту ее структуры и функциональные связи этой структуры при проектировании и реализации. "Концептуальная модель, - пишут авторы, - это своеобразный мир субъекта деятельности", "фон действий человека и база для принятия решений", "базовый компонент структуры образного отражения мира, глобальный образ и, следовательно, важнейший фактор проектирования"[52]. Диагностика КМД педагога позволяет обоснованно судить о его профессиональной компетентности. Различия между субъектами деятельности определяются на уровне различий концептуальных моделей (степень полноты, осознанность, побудительная сила и др.). В концептуальной модели представлено субъективное видение учителем всех аспектов педагогической деятельности. Полнота представленности обусловливает оптимальность реальной деятельности. Основные аспекты КМД: предметный, технологический, психологический. Цели подготовки профессиональных педагогов связываются с формированием и совершенствованием концептуальной модели будущего педагога.
Проведенный анализ существующих подходов и моделей профессионального сознания педагога позволяет сделать следующие выводы. Существенным является осознание факта несводимости целого к частям и бесперспективности стратегии развития профессионального сознания посредством профессионализации отдельных компонентов. При анализе феномена профессионального сознания педагога необходимым моментом становится удержание аксиологической составляющей его содержания.
Вместе с тем представленные модели носят преимущественно описательный характер. Остается открытым вопрос о психологических механизмах и условиях развития и формирования профессионального сознания. Возможным объяснением видится то обстоятельство, что значительное число исследований несет на себе печать профессиографического подхода. Описание структуры и компонентов модели профессионального сознания выступает основой разработки нормативных требований к конкретному субъекту деятельности.
Теоретической разработке категории "профессиональное сознание" длительное время препятствовали традиционные для отечественной психологии методологические установки в изучении сознания - гносеологизм и натурализм, понимание сознания как формы отражения действительности, деривата деятельности, отрицание его онтологического статуса, креативности. Гносеологизм сводит сознания к знанию субъекта о мире и себе в мире. Подобное толкование феномена сознания в настоящее время интерпретируется как отождествление сознания с самосознанием, как подмена реально практических отношений человека с миром одной их стороной – познавательной[3]. Гносеологизм не адекватен задаче исследования становления и развития профессионального сознания, поскольку представляет субъекта не как субъекта жизнедеятельности, а как субъекта познания. Мы полагаем, что работа со знанием не тождественна работе с сознанием. Рассмотрению человека, включенного в процесс жизнедеятельности, практическую деятельность, отвечает трактовка сознания как осознанного бытия, согласно которой "содержание, механизмы, структуры сознания возникают, существуют и реализуются не в собственно познавательной сфере ., а в самой практике реальной жизни и для целей этой жизни". Привлечение сознания в качестве предмета психологического анализа "не как отношений к действительности, а как отношения в действительности" имеет принципиальное значение, поскольку теоретические объекты психологии представляют собой объекты особой действительности, наличие онтологического статуса является необходимым требованием к единицам анализа психики .
Анализ экспериментальных данных по исследованию взаимосвязи страхов и
уровня самооценки у детей младшего школьного возраста
На основании результатов изучения самооценки, общая выборка была разделена на 3 группы: «Группа - 1», состоящая из 12 детей с низким уровнем самооценки; «Группа - 2» из 22 детей с нормальной самооценкой; «Группа – 3» из 19 детей с высоким уровнем самооценки. После этого усредненные показатели групп, по выше перечисленным методикам, были ...
Принципы проведения деловой беседы
Психологическая подготовка к деловой беседе и настрой на партнера — дело очень важное, но не решающее. Результат зависит от вашей подготовленности, но определяется тем, как вы построите сам разговор. Для того чтобы не совершать очевидных ошибок в построении беседы, психологи предлагают воспользоваться следующими основными принципами.
1 ...
Приложения
Приложение 1
Индекс жизненного стиля (LSI)
Прочтите следующие утверждения. Эти утверждения описывают чувства, которые человек ОБЫЧНО испытывает, или действия, которые он ОБЫЧНО совершает. Если утверждение Вам не соответствует, поставьте знак «х» в разделе обозначенном «Нет». Если утверждение Вам соответствует, поставьте знак «х» в раз ...