Psfine

Позитивная психология

Материалы » Позиция педагога в профессиональной деятельности » Профессионально-личностная позиция педагога

Профессионально-личностная позиция педагога
Страница 4

Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. Для учителя данного стиля характерна рефлексивность[52].

Педагогическая позиция, по словам В.И.Слободчикова, уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей). Нелишне будет специально отметить, что педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, а в профессиональной – с условиями его развития.

В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить, по крайней мере, две субпозиции: учителя и воспитателя. В интересующей нас позиции воспитателя педагог работает с условиями развития ребенка как личности, тогда как в позиции учителя педагог встречается с ребенком, главным образом, как субъектом учебной деятельности.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка.

Рисунок 1

Педагогическая позиция

Появившиеся в последнее время работы, посвященные проблеме профессионального сознания педагогов, отличает пестрота методологических и теоретических оснований. Круг анализируемых явлений оказывается предельно широким. Иллюстрацией может служить тематика докладов, представленных на конференцию "Психологические аспекты формирования профессионально - педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в вузе" (Куйбышев, 1989) . Понятие "профессиональное сознание" охватило "все те проявления сознания личности, которые связаны с ее профессиональной деятельностью, определяемые местом и значением данной профессии в профессиональной структуре общества, отношениями личности к профессии, ее представителям и к себе как профессионалу; профессиональными идеалами, уровнем профессиональных знаний и умений, выраженностью профессиональных способностей, профессиональными перспективами и достижениями, переживаниями успехов и неудач в профессиональной деятельности и др.". Систематизировать сообщения позволила одна из первых теоретических схем профессионального сознания, разработанная Г.В. Акоповым и Н.И. Симоновой на принципах структурно-функционального подхода .

В структуре профессионального сознания выделялись компоненты сознания: профессиональное внимание, мышление, аффект, перцепция, воля, память и др. Удержать сознание как целое в процессе анализа предлагалось посредством выделения основных его функций: целеполагание, прогнозирование, планирование, отношение, познание, "образное" конструирование и самосознание [3].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Отсутствие внешней и внутренней вокализации (проговаривания)
Внутренняя, а тем более внешняя, вокализация при чтении значительно снижает скорость чтения, так как ограничена скоростью проговаривания текста. При этом к внутренней вокализации относятся не только прошептывание губами или языком, но и чтение, так сказать, "внутренним голосом". Мы настолько привыкли проговаривать читаемый тек ...

Исследование эффективности коррекционной работы
В конце III учебной четверти среди учащихся 2-х классов была проведена психодиагностическая работа по изучению качества долговременной и кратковременной памяти. Экспериментальное психодиагностическое исследование проводилось с помощью методик А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов» [7] и «Память на числа» [25] для исследования долговременной и ...

Ответственность как психическое свойство личности
В справочнике 1987 года нами было обнаружено следующее определение ответственности: Ответственность – "категория права, этики, социологии, психологии и педагогики, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Существу ...