Psfine

Позитивная психология

Материалы » Позиция педагога в профессиональной деятельности » Профессионально-личностная позиция педагога

Профессионально-личностная позиция педагога
Страница 8

Системообразующим элементом обучения студентов педагогическим дисциплинам на начальном этапе их профессиональной подготовки становится научно-исследовательская работа студента, интегрирующая лекционный материал, лабораторно-практические занятия и педагогическую практику, логика заданий которой отражена в целевых установках: овладение системой методов понимания ребенка (4й семестр), понимания педагогического процесса и опыта учителя (5й семестр); отработка системного подхода в проектировании и реализации внеучебной воспитательной работы (летняя практика в загородном оздоровительном лагере после третьего курса и 8й семестр); моделирование и представление своей авторской педагогической системы (9й семестр).

Вторая ступень - самоопределение в профессии, овладение сущностными механизмами педагогической деятельности, готовностью к трансформации социокультурного опыта, поиск (в процессе студенческого исследования) и утверждение (в последипломном образовании) своего педагогического стиля, осознание воспитания как преобразующего взаимодействия. Итог данной ступени - концептуальная позиция педагога-воспитателя, определение системы принципов своей профессионально-педагогической деятельности.

Действительное вхождение (или невхождение) педагога в позицию субъекта профессионально-педагогической деятельности происходит, когда он непосредственно приступает к повседневной практической работе. Освоение педагогических технологий, как нам представляется, - главное для профессионального саморазвития молодого педагога, становления и упрочения его профессиональной позиции. Примерами реализации этих идей стали разработанные под руководством многох преподавателей университета (Н. М. Борытко, В. В. Зайцев, Л. П. Разбегаева и др.) учебно-технологические комплекты, в работе над которыми были обнаружены этапы освоения педагогических технологий, обоснованные в диссертации.

Третья ступень - профессиональное саморазвитие, когда авторская концепция педагога реализуется в системе педагогической деятельности (авторском опыте, образовательных программах, проектах, координирующих систему педагогических факторов). Процессы осмысления и осознания профессионально-педагогической деятельности происходят одновременно и в «точке их встречи» профессионально-личностная позиция педагога-воспитателя как ценностно-смысловое образование становится не только основой, но и источником саморазвития педагога, утверждения его профессиональной свободы и достоинства.

Вместо традиционной направленности их на преодоление трудностей, пробелов, «слабых мест» в профессиональной подготовке учителя, была реализована выявленная в исследовании логика трех фаз: осмысления, осознания и проектирования. Активные формы занятий помогают обратиться к осмыслению своего опыта, выделению в нем имеющихся проблем; задания на анализ и оценку педагогических ситуаций, разработок, планов работы в сопоставлении с дозированными блоками теоретического материала для выполнения этих заданий направлены на повышение теоретического уровня профессионального мышления; наконец, разработка документов, сценариев, планов и проч. способствуют проектированию собственной профессиональной деятельности на более высоком уровне.

В процессе профессионального становления педагог достигает подчас такого уровня, когда всякие методы работы с ним, даже отдаленно напоминающие по форме обучение, вызывают неприятие, сковывают его самовыражение и саморазвитие. Особое значение имеет развивающий потенциал школьной методической учебы, построенной по принципам «открытого общества» (К. Поппер).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Записи при чтении
Характер записей при чтении может быть самым разнообразным: от фиксации исходных данных книги или основной ее идеи до пространного конспекта. Остановимся на технике ведения таких заметок. Для этой работы можно использовать различный материал: тетради, блокноты, отдельные листы бумаги, карточки. Последние должны быть изготовлены из плот ...

Техника взмаха
Якорение в визуальной модальности. 1. Отпустить спусковой механизм, запускающий негативную реакцию (триггер). Картинка. 2. Вспомнить свое поведение, которое было бы предпочтительнее (можно смоделировать – киногерой, вымышленный образ), примерить образ на себя. Снять. Смотреть как на картинку, ловим ощущения, если что-то не так, то при ...

Эффективное общение
Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите. Разработайте для себя стандартную процедуру оценки целей общения. · Чего именно я хочу добиться? · Существуют ли какие-то цели, противоречащие данной? · Как лучше всего организовать общение? · Каким образом я могу установить и поддерживать контакт с партнером? · Действительно ли мне удобнее, ...