Профессионально-личностная позиция педагогаСтраница 8
Системообразующим элементом обучения студентов педагогическим дисциплинам на начальном этапе их профессиональной подготовки становится научно-исследовательская работа студента, интегрирующая лекционный материал, лабораторно-практические занятия и педагогическую практику, логика заданий которой отражена в целевых установках: овладение системой методов понимания ребенка (4й семестр), понимания педагогического процесса и опыта учителя (5й семестр); отработка системного подхода в проектировании и реализации внеучебной воспитательной работы (летняя практика в загородном оздоровительном лагере после третьего курса и 8й семестр); моделирование и представление своей авторской педагогической системы (9й семестр).
Вторая ступень - самоопределение в профессии, овладение сущностными механизмами педагогической деятельности, готовностью к трансформации социокультурного опыта, поиск (в процессе студенческого исследования) и утверждение (в последипломном образовании) своего педагогического стиля, осознание воспитания как преобразующего взаимодействия. Итог данной ступени - концептуальная позиция педагога-воспитателя, определение системы принципов своей профессионально-педагогической деятельности.
Действительное вхождение (или невхождение) педагога в позицию субъекта профессионально-педагогической деятельности происходит, когда он непосредственно приступает к повседневной практической работе. Освоение педагогических технологий, как нам представляется, - главное для профессионального саморазвития молодого педагога, становления и упрочения его профессиональной позиции. Примерами реализации этих идей стали разработанные под руководством многох преподавателей университета (Н. М. Борытко, В. В. Зайцев, Л. П. Разбегаева и др.) учебно-технологические комплекты, в работе над которыми были обнаружены этапы освоения педагогических технологий, обоснованные в диссертации.
Третья ступень - профессиональное саморазвитие, когда авторская концепция педагога реализуется в системе педагогической деятельности (авторском опыте, образовательных программах, проектах, координирующих систему педагогических факторов). Процессы осмысления и осознания профессионально-педагогической деятельности происходят одновременно и в «точке их встречи» профессионально-личностная позиция педагога-воспитателя как ценностно-смысловое образование становится не только основой, но и источником саморазвития педагога, утверждения его профессиональной свободы и достоинства.
Вместо традиционной направленности их на преодоление трудностей, пробелов, «слабых мест» в профессиональной подготовке учителя, была реализована выявленная в исследовании логика трех фаз: осмысления, осознания и проектирования. Активные формы занятий помогают обратиться к осмыслению своего опыта, выделению в нем имеющихся проблем; задания на анализ и оценку педагогических ситуаций, разработок, планов работы в сопоставлении с дозированными блоками теоретического материала для выполнения этих заданий направлены на повышение теоретического уровня профессионального мышления; наконец, разработка документов, сценариев, планов и проч. способствуют проектированию собственной профессиональной деятельности на более высоком уровне.
В процессе профессионального становления педагог достигает подчас такого уровня, когда всякие методы работы с ним, даже отдаленно напоминающие по форме обучение, вызывают неприятие, сковывают его самовыражение и саморазвитие. Особое значение имеет развивающий потенциал школьной методической учебы, построенной по принципам «открытого общества» (К. Поппер).
Рекомендации по работе с одаренными детьми
Американцы провели исследование и выявили две основные характеристики детей: 1 - некоторые отклонения в эмоциональном фоне, 2 – колоссальное эго. Теперь нам становится понятна статистика: число суицидов среди одаренных детей в два раза больше, чем у обыкновенных. Вот почему, на мой взгляд, основным направлением работы психолога ...
Виды и формы межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе
1.Межличностными называются сугубо личные отношения и связи между отдельными членами группы, независимо от условий и характера их совместной деятельности. В основе таких отношений лежат эмоциональные переживания, которые один член группы, как определенная личность вызывает у другого. Различают два вида чувств, возникающих у членов групп ...
Психологические причины нарушения социально-эмоционального развития детей.
В 90-е годы в психологии и педагогике возрос интерес к проблеме сиротства, появляются работы, посвященные изучению психического развития, проблем социальной адаптации, образа жизни детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в интернатных учреждениях (И. В. Анисимова, 1992; Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, И. Ф. Демен ...
