Профессионально-личностная позиция педагогаСтраница 5
В работах Г.В.Акопова "профессиональное сознание" рассматривается как ключевое понятие теории и практики подготовки специалистов. Акцентирование социальной детерминации содержания сознания определило ориентацию Г.В.Акопова на социально-психологические методы исследования сознания, поставило в центре исследования феномены группового сознания, специфику и тенденции развития его психологических характеристик. Само профессиональное сознание рассматривается как "рабочая структура", задаваемая плоской матрицей, элементы которой находятся в "пересечении" основных функций сознания (целевая, когнитивная, аффективная, эмотивная) и компонентов профессиональной подготовки (специальная, практическая, психолого-педагогическая, методическая, профессионально-личностная) [3]. Делается вывод, что "профессионализация сознания обусловлена динамикой представленности компонентов рабочей структуры и их соотношением" [3]. Смотрите подробности Сдать анализы на онкомаркеры в Москве у нас на сайте.
Профессиональное сознание видится отражением объективных и субъективных моментов процесса становления профессионала, включающих в себя систему подготовки специалиста, ее качество, эффективность, степень включенности студентов в учебный процесс и др. Констатируется, что при существующей системе организации учебного процесса в вузе студенты не являются субъектами профессиональной подготовки.
Таким образом, в работах Г.В.Акопова профессиональное педагогическое сознание выступило преимущественно как предмет социальной психологии образования. На наш взгляд, в данном исследовании профессиональное сознание педагога предстает в большей степени атрибутом субъекта деятельности учения и профессиональной подготовки, чем принадлежностью субъекта собственно профессиональной деятельности.
В качестве предмета психологического изучения профессиональное сознание учителя рассматривается в работах Д.В.Ронзина. Им высказывается гипотеза о существовании "специфического индивидуально-психологического феномена" - профессионального сознания учителя как системы взаимосвязанных между собой: осознанных профессиональных ценностей; обобщенных и оперативных знаний о целях и средствах, планах и программах педагогической деятельности и педагогического общения; об объектах и субъектах педагогического взаимодействия, о параметрах и нормах оценки эффективности педагогической деятельности; программ педагогических действий[52]. Таким образом, структуру педагогического сознания составляют: блок профессионально-педагогических ценностей, блок концептуальных моделей педагогического процесса, блок программ действий, блок профессионального самосознания. За профессионально-педагогическим сознанием закрепляется регулирующая функция в отношении профессиональной деятельности (познавательной и практической).
В формировании основ профессионального педагогического сознания важнейшая роль отводится организации знаний педагога-практика. Они должны быть: 1) оперативными (обеспечивать регуляцию практических действий); 2) связаны с профессиональными ценностями (ценности в педагогической деятельности выступают как ее цели); 3) принятыми субъектом; 4) связанными с программами действий в конкретных ситуациях. Требуемая целостность педагогического сознания возможна при условии осознания учителем неосознаваемых ранее установок по отношению к себе и другим, определении их эффективности в осуществлении деятельности. Создание подобных условий становится отдельной задачей профессиональной подготовки педагогов.
Приемы управления памятью
Память составляет основу познания мира человеком. Память поддается тренировке. Психологическая практика располагает целой системой управления памятью, объединяющей отдельные приемы совершенствования памяти в серьезные эффективные технологии. Все они базируются на законах памяти.
Под управлением памятью понимаются целенаправленные усили ...
Экспериментальное изучение взаимосвязи страхов и уровня самооценки у детей
младшего школьного возраста. Организация и методика
исследования
Целью исследования явилось изучение взаимосвязи страхов и самооценки личности у младших школьников.
Для достижения цели нами исследовались ученики 1-ых классов школы №5 города Гурьевска, в общем количестве 53 человека из них 29 девочек и 24 мальчика.
Для исследования взаимосвязи страхов и самооценки личности нами применялись надежные, ...
Логический и механический способы запоминания у школьников
На рисунке 10 представлены данные по распределению различных способов запоминания у девушек и юношей.
Рисунок 10 – Распределение различных способов запоминания у юношей и девушек
Из диаграммы видно, что как у девушек, так и у юношей логический способ запоминания преобладает над механическим (у 76 % девушек и у 64 % юношей). Преоблад ...