Psfine

Позитивная психология

Материалы » Особенности внимания у детей с задержкой психического развития » Коррекционная работа по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития. Общие принципы, задачи, направления коррекционно педагогической работы

Коррекционная работа по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития. Общие принципы, задачи, направления коррекционно педагогической работы
Страница 4

Уделяется самое пристальное внимание развитию мелкой моторики руки ребенка. В научной литературе существует точка зрения (она нам кажется справедливой), что управляемое развитие движений пальцев рук ребенка оказывает положительное влияние на развитие его речи, особенно в сенситивные периоды созревания речевых областей мозга, т.е. до 3 лет. Движения стимулируют созревание центральной нервной системы, в частности созревание двигательного анализатора. В свою очередь, прогресс в развитии двигательного анализатора, являющегося аппаратом межанализаторного синтеза, сказывается на общем прогрессе функций мозга ребенка. Для развития движений руки детей использовались как традиционные для детских садов формы работы на учебных занятиях продуктивными видами деятельности, математикой (на этих занятиях обычно в усложняющейся последовательности с детьми проводятся упражнения по обведению контуров геометрических фигур, зарисовке их в заданном пространстве, штриховке контурных рисунков, изображающих различные предметы, и др.), так и специальная система занятий, рассчитанная на все время их пребывания в диагностико-коррекционной группе. Эта система занятий включает в себя два направления работы: развитие движений пальцев руки ребенка в процессе овладения рисовальными действиями и подготовку его руки непосредственно к школьному письму через систему специальных упражнений. Коротко охарактеризуем каждое.

Первое направление. Основная педагогическая задача начального этапа Подготовка руки ребенка к быстрым, точным, энергичным, смелым движениям. Она решается через систему специальных, коротких занятий и упражнений, проводимых как с целой группой детей, так и в индивидуально: физкультминутки перед занятием на развитие быстроты действия руки, отдельных пальцев по словесному сигналу воспитателя; упражнения на развитие точности движений – типа "Подари нам радугу" (ребенок должен нарисовать такую же яркую радугу, как на образце), "Осенний калейдоскоп" (нужно раскрасить осенние листья, небо, землю) и т.п.; упражнения на выкладывание фигур из деталей и целых форм по образцу и словесной инструкции взрослого при ограничении времени и др.

На следующем этапе работы педагог учит детей штриховке простым и цветным карандашом. Для того чтобы дети чаще тянулись к этим занятиям, работали с желанием и стремились к хорошему результату, он объявляет им об открытии "Школы карандаша". "Школа" размещается в специально отведенном месте групповой комнаты. Там ребенок может выбрать себе работу по душе, но с обязательной штриховкой. Это может быть:

а) штриховка готовых "заготовок" (листки с изображением предметов, геометрических форм), причем сначала наиболее легкой для штриховки формы – прямоугольной, затем более трудной – круглой, овальной, наконец, работа с книжкой-раскраской, в которой качество штриховки определяет качество передачи самого предмета – его цвета, формы; б) та же штриховка, но с целью отработки силы нажима пальцев на карандаш: вишня должна быть ярко- красной или бледно-красной, смородина менее спелой и т.п.

Третий этап работы включает в себя серию упражнений на формирование у детей навыков рисования предметов в динамике. Эти упражнения организовываются также в занимательной для детей форме, каждое имеет свое название: "Дует ветер". "Раскрасим книжку "Наш стадион". "Нарисуем, как Ох и Ах идут в поход" и др. Постепенно педагог включает детей в рисование по ходу чтения им небольших и хорошо понятных произведений или рассказов-инсценировок: " Соберем цветы на лугу". "Кто хвост потерял?", "Лесная фотография" и др.

Все занятия и упражнения, в конечном счете, направлены не только на развитие руки ребенка, но и на формирование у него внимательности, наблюдательности, уточнение знаний о животных, растениях. Они вызывают желание узнать что-то новое об изображаемых предметах, готовят к переходу на следующую ступень рисования – по собственному замыслу.

Работа над развитием движений руки детей в том виде, в каком она сложилась у нас и представлена здесь в кратком описании, является одновременно и работой по формированию у них различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей, в частности способности к рисованию. Способность дошкольника к рисованию – пример способности комплексного характера; она предполагает овладение ребенком регуляций собственных рисовальных движений по скорости, размаху, силе на основе эталонных представлений о движении определенного качества. Такие представления, - пишет Т.С.Комарова, - образуются в процессе выполнения самих движений и носят кинестетический характер.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Определение собственных сенсорных предпочтений
Насколько легко вы можете представить нижеприведенные ситуации? Ясный, хорошо сфокусированный образ, почти реальный – 9 баллов. Чем сложнее представить образ, тем меньше баллов. Затруднения с получением четкого образа или его не удается зафиксировать – 1 или 2 балла. Необходимо подчеркнуть выбранный балл в бланке. Визуальные представл ...

Описание методик и стратегических средств разрешения конфликтных ситуаций
Итак, всем понятно, что конфликты всегда существовали, существуют и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, жел ...

Развитие методологических идей в науке (от философии Античности и Средних веков до современных методологических исследований)
В традиционном понимании методология, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской д ...