Psfine

Позитивная психология

Материалы » Позиция педагога в профессиональной деятельности » Экспериментальное изучение профессионально-личностной позиции педагога. Ход и методы исследования

Экспериментальное изучение профессионально-личностной позиции педагога. Ход и методы исследования
Страница 1

Цель экспериментальной работы - выявление профессиональной и личностной позиции педагога.

Эмпирической базой исследования являлись школы г. Калуги и Калужской области. Выборка для исследования – 28 человек. В эксперименте принимали участие преподаватели вуза и педагоги школ.

Исследование проводилось в течение пяти месяцев. В ходе исследования можно выделить следующие этапы:

§ 1 этап (январь 2008). Содержание этапа: подбор диагностических методик, выбор экспериментальной группы;

§ 2 этап (февраль – март 2008 года). Содержание этапа: проведение экспериментальной диагностической работы.

§ 3 этап (апрель – май 2008 года). Содержание этапа: обработка результатов и формулирование выводов.

Ход исследования.

1 этап

. На начальном этапе исследования при проведении теоретического этапа исследования нами были выделены методики для определения профессионально-личностной позиции педагога.

Мы посчитали целесообразным использовать Методику К.Замфира в модификации А.Реана «Изучение мотивации профессиональной деятельности», «Методика наблюдения и анализа взаимодействия педагога с детьми» и переработанная методика Богдана Н.Н., Могилевкина Е.А. «Мотивация профессиональной деятельности персонала вуза».

1. Изучение мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).

Цель применения данной методики – выявить значимые для педагогов мотивы профессиональной деятельности.

Описание методики: Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы. Испытуемым предлагалось заполнить бланк методики (см. Приложение 1)

Инструкция: Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале. Насколько для Вас актуален тот или иной мотив?

Обработка результатов

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3

ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

Интерпретация

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ.

Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ>ВПМ>ВМ.

Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.

При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.

По данным исследований,

удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса (положительная значимая связь, r = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворенность избранной профессией тем выше, чем оптимальнее мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной.

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность мотивирована самим содержанием деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

2. «Методика наблюдения и анализа взаимодействия педагога с детьми»

Так как профессиональная позиция педагога рассматривается нами как диалектическое соединение профессиональной позиции (как единства профессионального сознания и профессиональной деятельности) и личностной позиции педагога, нам необходимо изучить профессиональную деятельность педагога при взаимодействии с детьми.

Страницы: 1 2


Истоки психодиагностики. Истоки истории психодиагностики
Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была осознана давно, на заре истории человечества. История древних цивилизаций представляет нам немало свидетельств использования разнообразных, порой весьма изощренных, способов обнаружения индивидуальных ра ...

Если вы этого не сделаете, вас ждут неприятности.
Среднего человека больше интересует его собственное имя, чем любые другие имена во всем мире, взятые вместе Запомнив это имя и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий и весьма эффективный комплимент. Но стоит вам забыть его имя или неправильно написать его, и вы поставите себя в весьма невыгодное положение. Л ...

Реакция горя
Примером клинической динамики адаптивного расстройства может служить реакция горя, последовавшая за смертью значимого человека. По данным статистики после смерти человека резко возрастает заболеваемость и смертность среди его близких родственников (от 40% и выше). Реакция на это событие возможна либо в виде неосложненной реакции горя ли ...