Мотивы профессионального самоопределенияСтраница 1
Анализируя мотивы профессионального самоопределения наших испытуемых, мы опирались на трехкомпонентную модель профессионального самоопределения, в которой условно выделяют 3 компонента: деятельностный, когнитивный, мотивационный [28, с. 271].
Деятельностный компонент представлен уровнем сформированности профессиональных планов. Степень сформированности профессиональных планов определяется тремя типами установок, предложенными В.А. Матусевичем и В.Л. Оссовским [38, с. 271]: 1) установки на профессиональную деятельность на уровне единичного (по специальностям) разделения труда – конкретный тип; 2) установки на вид профессиональной деятельности без учета специализации – промежуточный тип; 3) установки на физический или умственный труд определенной квалификации без указания вида профессиональной деятельности и специализации – абстрактный тип.
когнитивный компонент представлен Степенью заинтересованности в выбираемой профессии и степенью информированности о ней. Интерес человека к будущей профессии складывается из нескольких элементов: 1) интерес к самой профессии для выпускника; 2) желание получить определенные сведения о будущей профессии у профессионалов; 3) мнение выпускников о том, когда возникает интерес к профессии. [11] Кроме этого, когнитивный компонент включает степень информированности и источники информации о выбираемой профессии.
Мотивационный компонент представлен основными мотивами профессионального самоопределения испытуемых. А.Вербицкий условно разделил факторы, влияющие на выбор специальности и конкретного вуза на две большие группы: “внешние по отношению к вузу и внутренние, обусловленные характером организации самого образовательного процесса” [10, с. 100]. К внешним факторам отнесены влияние ближайшего окружения: мнение родителей, их социальный статус, материальное и демографическое положение семьи, а также влияние друзей и знакомых; социально-экономическая значимость данной профессии в обществе; профессиональное будущее: гарантии занятости, стабильности, высокооплачиваемой работы; условия работы; престижность будущей профессии.
Информация, полученная в ходе нестандартизированного интервью, позволяет сделать следующие заключения.
А) У дизайнеров наблюдается конкретный тип уровня сформированности профессиональных планов. Из утверждений самих респондентов (100%) следует, что свой профессиональный выбор они сделали еще в девятом-десятом классах. После чего начинали целенаправленно готовиться к поступлению в соответствующие учебные заведения. Все они учились в художественной школе, где получили практические представления о выбранной профессии.
Следовательно, данная группа студентов характеризуется высокой степенью заинтересованности в своей профессии. Более того, у всех опрошенных дизайнеров отмечено отсутствие или значительно ограниченный круг других, не связанных с их профессией интересов (см. раздел 2.2.4.0.). Еще обучаясь в художественной школе, они имели широкие контакты с профессионалами (преподаватели, посещение выставок, мастерских художников и т.п.), которые, по словам респондентов, позволили им получить некоторое представление о специфике будущей профессии. Некоторые из респондентов отметили, что их интерес к профессии поддерживали работы известных художников.
Приложения
Приложение 1
Анализ социометрического исследования до проведения тренинга «Общения» с группой «А»
9 «А»
Лидер – 10 человек
Отвергнутые – 7 человек
9 «Б»
Лидер – 5 человек
Отвергнутые – 8 человек
ВСЕГО по двум 9-м классам
Лидеров – 15 человек
Отвергнутых – 15 человек
Анализ социометрического исследования после проведения трени ...
Дайте понятие о чувствах и эмоциях. Раскройте формы переживания чувств
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.
1. Чувственный, или эмоциональный, тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопрово ...
Р е з ю м е.
Шесть правил, соблюдение которых
Позволяет понравиться людям
Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
Правило 2. Улыбайтесь.
Правило 3. Помните, что имя человека - это самый сладостный самый важный для его звук на любом языке.
Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
Правило 5. Говорит ...
