Psfine

Позитивная психология

Мотивы профессионального самоопределения
Страница 2

Основным мотивом профессионального самоопределения опрошенных дизайнеров, без сомнения, является желание и потребность заниматься любимым делом. Согласно данным, полученным в ходе интервью, все респонденты отметили следующие факторы, повлиявшие на выбор профессии (приводятся в порядке убывания значимости):

- Собственное желание стать дизайнером или профессиональным художником. Этот мотив назвали первым и посчитали самым для себя значимым все опрошенные дизайнеры.

- Стремление заниматься творческой деятельностью, создавать и реализовывать собственные проекты. Значимость этого мотива отметили также все респонденты.

- Явное преобладание художественных способностей (10, 11 положительных выборов (из 11 возможных) по шкале «А-способности» методики «ОПП»).

- Отсутствие других интересов. «Я не представляю, чем бы другим смогла заниматься… Меня ничто не привлекает…» (Вероника), «Ну, если представить, что я не занимаюсь своей работой… не знаю… хоть в окошко прыгай, хорошо, я живу на девятом этаже» (Оксана). Анализ этого феномена см. в разделе 2.2.4.0.

Следует отметить, что, по мнению респондентов-дизайнеров, роль их родителей в профессиональном самоопределении заключается только в поддержке их решения. Учитывая тот факт, что все они обучаются в коммерческом вузе, а их семьи не полные (воспитывали всех их матери; у двоих есть сестры), то поддержка эта оказывается значительной. Материальный достаток семей респондентов данной группы средний или немного выше среднего. Матери всех опрошенных имеют лишь средне-специальное образование, по специальности практически не работали. Поскольку все опрошенные дизайнеры до поступления в ВУЗ проживали в различных городах (Ростов, Каменск, Сочи), трудно делать какие-либо заключения по поводу влияния этого фактора на выбор ими данной профессии. Однако стоит отметить, что, несмотря на это, все они были сориентированы на поступление именно в ЮРГИ на факультет «Дизайн и искусство».

Б) У медиков обнаруживается промежуточный тип уровня сформированности профессиональных планов. Из интервью следует, что большинство респондентов-медиков до последнего момента не придавали особого значения своему профессиональному самоопределению. Оканчивая школу, когда пришло время выбирать место дальнейшего обучения, они просто согласились с предложениями близких о поступлении в медицинский университет. При этом, несмотря на то, что 100% опрошенных медиков выразили свое намерение работать в медицинской сфере, они до сих пор не определились со своей будущей специализацией.

Также по результатам интервью удалось установить, что данная группа студентов характеризуется средней степенью заинтересованности в будущей профессии. Все опрошенные утверждают, что выбранная профессия представляет для них лишь практический интерес: ее престижность, гарантия трудоустройства, возможность хорошо заработать и т.д. Главным источником информации о будущей профессии все опрошенные медики считают своих родителей или близких. В семьях 100% респондентов-медиков хотябы один из членов семьи является практикующим врачом или имеет медецинское образование. Поэтому, общаясь с ними, часто посещая их работу, все респонденты с самого детства имеют достаточно четкие представления о требованиях и особенностях будущей своей профессиональной деятельности. Следовательно, можно говорить о высоком уровне информированности данной группы студентов о своей профессии.

Страницы: 1 2 3 4 5


ПРИЛОЖЕНИЯ
Тест №1 На надежность в качестве делового партнера Уважаемый респондент, прошу Вас принять участие в моем исследовании, и выберите один из вариантов ответов на перечисленные вопросы. ФИО ВОЗРАСТ _ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС _ ДОЛЖНОСТЬ МЕСТО РАБОТЫ _ 7. Вы заняли у приятеля денег до зарплаты, но не получили ее вовремя. Как Вы поступите? ...

Сессия, сессия, сессия..
Но вот и конец первого семестра — он проходит на фоне зловещей тени сессии. И это понятно: первокурсник уже понял, что вуз — это не школа, но он еще не знает, что такое сессия, что требуют на экзаменах, как спрашивают, сколько нужно знать, чтобы успешно сдать экзамен — все это пока находится за пределами опыта. Неизвестность рождает миф ...

Практическая часть
«Легко обратить внимание на чужой характер, но крайне трудно осознать свой собственный. Мы склонны смотреть на других критически, а на себя - благосклонно».**** ...