Psfine

Позитивная психология

Материалы » Особенности внимания у детей с задержкой психического развития » Коррекционная работа по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития. Общие принципы, задачи, направления коррекционно педагогической работы

Коррекционная работа по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития. Общие принципы, задачи, направления коррекционно педагогической работы
Страница 6

Инструкция дается дважды, а далее ребенку предлагают повторить ее про себя и только после этого начать рисовать. "А теперь рисуй! – говорит ему экспериментатор. – Когда я скажу: "Положи карандаши, достаточно" – ты рисовать перестанешь".

В протоколе фиксировали особенности ориентировки ребенка на задание, отношение к нему, особенности включения в работу, последовательность и характер действий (ориентировочных, рабочих, контролирующих), особенности поведения (отношение к процессу деятельности, вопросы, высказывания, исправления, дополнения т.п.), качество достигнутого результата.

В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми ЗПР в подавляющем большинстве случаев оказалось легче корригировать недостатки в знаниях в форме общих представлений и элементарных интеллектуальных умений и гораздо труднее в сфере само регуляции: их труднее учить программированию предстоящей деятельности, пооперационному контролю, сличению общего результата деятельности с целью и программой, им труднее удается перенос сформированных навыков и умений в новые условия. Иными словами, у детей с ЗПР труднее формировать само регуляцию в интеллектуальной деятельности как сферу личностной активности: специфический "сплав" положительного эмоционального отношения детей к интеллектуальной деятельности как относительно устойчивого познавательного мотива с привычными способами самоконтроля на всех основных ее этапах. Этот "сплав" представляет собой важнейшее условие овладения ребенком качественной стороной совершаемых им мыслительных операций.

Иными словами, результаты катамнестических данных в известной степени также является подтверждением:

1) эффективности проведенной нами диагностической и коррекционно-педагогической работы в специальных дошкольных группах по отношению к основной массе шестилетних детей с ЗПР;

2) прогностической значимости психологических диагностических методик, эффективности их использования в качестве средства контроля за развитием детей с ЗПР в специально организованных условиях;

3) необходимости дальнейшего совершенствования работы с коррекционно-педагогической дошкольниками ЗПР, осложненной с раннего детства неблагоприятными факторами психического развития микро социального и микро педагогического характера.

Выводы

Проведенное исследование позволило сделать следующие общие выводы.

Выдвинутые нами в исследовании теоретические гипотезы изучения ряда неразработанных в детской психологии проблем раннего онтогенеза общей способности к усвоению знаний (учению) – условия, причины, конкретные особенности проявления, возможности преодоления низкого уровня способностей к усвоению знаний (пониженная успеваемость) у шестилетних детей с ЗПР – получили подтверждение. Подтверждены гипотезы о психологической сущности и специфике формирования общей способности к учению у шестилетних детей, органической связи этого процесса с индивидуальными особенностями личности ребенка как субъекта интеллектуальной (учебной – в старшем дошкольном возрасте) деятельности; о возможностях диагностики индивидуального уровня ее формирования (характерных актуальных и потенциальных особенностей формирования) в диапазоне от оптимально реализованных возрастных возможностей в типичных условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении до нижних границ нормы; о типологии пониженной обучаем ости, способствующей созданию типовой и индивидуализированной модели коррекционно-педагогической работы с детьми др.

Теоретическая модель изучения и коррекции пониженной обучаем ости у шестилетних детей с ЗПР в специально созданных педагогических условиях – в условиях диагностико-коррекционных групп – оправдала себя. Организованная в них практика изучения и целенаправленного обучения и воспитания детей позволила получить объективно новые данные как в плане выявления конкретного качественного своеобразия формирования у них способностей к усвоению знаний, так и в направлении решения ряда теоретических и организационн-методических проблем диагностики и коррекции задержки психического развития. На этом основании можно считать, что в исследовании получили теоретическую и экспериментальную разработку некоторые аспекты большой и сложной проблемы организации средствами дошкольного воспитания реальной педагогической помощи шестилетним детям, отстающим в развитии от своих нормально развивающихся сверстников. Полученные данные могут быть использованы в решении задач дифференцированной подготовки шестилетних детей с ЗПР к обучению в школе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Организация времени
Как часто вы прибегаете к выражениям: "Ничего не успеваю", "сплошной завал", "не хватает времени", "время мчится, а я не успеваю за ним"? Если раз в неделю, то это нормально, если три раза в неделю, то — терпимо, если каждый день, то — вы уже перешагнули за опасную черту, а значит — вам непременн ...

Глоссарий
Мари́я Фео́доровна; до перехода в православие — София-Доротея-Августа-Луиза (Sophia Dorothea Augusta Luisa von Wьrttemberg) (14 октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск) — российская императрица (с 1796, с 1801 вдовствующая), вторая супруга императора Павла I, мать Александра I и Николая Уезд - в дореволюционной Росс ...

Анализ и интерпритация результатов
Сравнительный анализ проявления тревожности показал, что в тренинговой группе А показатели уровня тревожности по методике Спилберга-Ханина до тренинга значительно выше, чем после. А в группе Б показатели остались неизменными. Затем полученные данные подверглись математической обработке для установления соотношения уровня тревожности гр ...