Psfine

Позитивная психология

Материалы » Возрастная динамика смысла любви » Методические подходы к исследованию феномена "любви". Типы исследований любви в психологии

Методические подходы к исследованию феномена "любви". Типы исследований любви в психологии
Страница 6

Любовь является основным мотивом вступления в брак современной молодежи (В.М. Розин [315]). Об этом свидетельствует и кризис современной семьи, от которой сегодня ждут именно удовлетворения эмоциональных, психологических потребностей и которая все чаще распадается в результате их фрустрации. В России 600-650 тысяч супружеских пар продолжают расходиться каждый год (а это 2% всех супружеских пар в нашей стране), 20% супругов считают свой брак несчастным и неудачным (при этом распадается лишь одна из десяти несчастных пар, а остальные так и продолжают жить вместе). В нормальных семьях - там, где у жены и у мужа, у детей и родителей хорошие отношения - живет сейчас примерно треть взрослого населения нашей страны-25-30 миллионов (причем возможно, что большинство таких семей молодые, те, в которых отношения еще не успели испортиться). Две трети-50-60 миллионов! - живут или в полуудачных, или в неудачных, или в неполных семьях, или совсем без семьи. Каждый 4-5 взрослый человек - одинок. В России насчитывается 5-6 миллионов материнских семей (каждая 7-8 семья) (Ю. Рюриков [326], с.16-17). Психология семьи рассматривает различные аспекты полоролевого взаимодействия в семье (Ю.Е. Алешина, Н.Ю. Борисов [8]), стадии развития семьи, этимологию и феноменологию семейных конфликтов (Л.В. Шнейдер [414], Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис [422]). Без учета этих работ невозможен анализ феноменов сохранения/ исчезновения любви в семейной паре, анализ представлений о любви в этот период.

Представления о будущем супруге формируются довольно рано. И.Г. Станиславская и М.В. Захаров [151] выявили их наличие уже у 10-летних девочек, которые считали, что муж должен быть добрым, внимательным, общительным и умным. При этом две трети опрошенных оценивали и моделировали будущего супруга или партнера более похожим на близких друзей, чем на отца. Естественно, что представления об идеальном супруге влияют на выбор партнера и построение отношений с любимым человеком. В.Е. Каган (1987) исследовал образ идеальной жены и идеального мужа у учащихся средних и старших классов. На первом месте в этих образах стоит любовь к супругу, далее любовь к детям и забота о семье [151]. По данным О.В. Шишкиной (1998) супруги ожидают друг от друга проявлений качеств, присущих, в основном, своему полу [151].

Исследования в области психологии семьи посвящены не только изучению образов-идеалов, но и выявлению проблем и конфликтов в построении близких отношений. По данным анкеты брачных интенций (Бурлачук Л.Ф., Коростылева Л.А. [55]) женщины, испытывающие затруднения при вступлении в брак, в первую очередь ожидают от брака: опоры в трудную минуту, избавления от одиночества, счастья материнства, интимной жизни и налаженного быта. Первые две интенции напрямую связаны с решением собственных психологических проблем. Исследование В.П. Левкович и О.Э. Зуськовой [214] показало, что, чтобы избежать конфликтов в семье, оценка супругом партнера должна быть выше его самооценки и предъявляемых ему ожиданий. Интересное исследование провел В.Е. Семенов [151]. Проанализировав литературные произведения о любви и браке, он показал, что видение автором семьи зависит от его пола. Авторы-мужчины воссоздают в своих произведениях стереотипный образ мужа как яркой, оригинальной, творческой личности, а жены - как скромной, заботливой подруги, не блещущей способностями. Жена не способна разделить высокие интересы и занятия мужа, если же живет его интересами, то в роли помощницы, секретаря. В cвою очередь женщины - писательницы создали эмансипированный образ жены, более яркой и творческой, чем ее заурядный, самоуспокоенный муж. Брак в их описании обычно не удачен и кончается разводом [151, с.254-256].

В гендерной психологии объектом исследований, как правило, выступают, гендерные авто и гетеростереотипы (представления о своем и противоположном поле). Классическим экспериментом в гендерной психологии является эксперимент с младенцами. Женщин, не знакомых с полом ребенка, просили посидеть с ним какое-то время. Миловидных младенцев участницы эксперимента обычно считали девочками и описывали их как "хорошеньких и красивеньких". Менее миловидных младенцев считали мальчиками и характеризовали их как настороженных, уверенных и сильных [40, 151]. Если плакал мальчик, женщины, участвовавшие в эксперименте, считали, что он гневается. Если плакала девочка, то считалось, что она испугана (Ю.Е. Алешина [9]).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности
Существуют различные коррекционные программы, направленные на преодоление агрессивности на разных возрастных этапах. Наиболее разработанными являются программы для подросткового возраста. Примером такой программы может послужить комплексная методика коррекции нарушений поведения у детей, разработанная И.А. Фурмановым, которая включает в ...

Техника якорения
Якорение – связь состояний с событиями. Надо научиться ловить состояния и заякоревать их сопровождение. St (V, K, A). Может возникать однократно (в результате сильного эмоционального потрясения). Может быть за счет многократного повторения (условный рефлекс). Будем якорить наши ресурсные состояния. 1. необходимо выбрать ситуацию, в ...

Психологическое состояние специалистов БЖД в условиях ЧС
Существуют два вида психологических реакций человека в экстремальных ситуациях. Возникающие всегда, во всех экстремальных ситуациях, независимо от их конкретных особенностей. И специфические, соответствующие особенностям ситуации. Первые выражаются в универсальной реакции — психологическом стрессе — возникновении психического напряжения ...