Psfine

Позитивная психология

Материалы » Профессиональная ориентация молодежи - понятие, сущность, механизмы формирования » Профессиональная ориентация молодежи как одна из проблем современной ювенальной политики. Механизмы формирование профессиональной ориентации молодого поколения

Профессиональная ориентация молодежи как одна из проблем современной ювенальной политики. Механизмы формирование профессиональной ориентации молодого поколения
Страница 1

В процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов: возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию), поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы, сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора, построение образа профессии, поиск вариантов решений, их оценка и выбор оптимального решения[34]. На каждом из этих этапов он может совершать ошибки, которые профориентация должна исправить или предотвратить их. Рассмотрим ошибки на каждом из перечисленных этапов: Джанкет туры в минск victoria-cherry.by.

I

Возникновение проблемы: профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане и получается что, вместо решения проблемы выбора профессии решают проблему выбора учебного заведения; несвоевременность выбора, когда проблема выбора профессии в требуемый момент не встает перед учащимися. Это может быть связано со слишком рано выбранной профессией; отсутствие ощущения необходимости в выборе профессии, когда в семье передается профессия по наследству или родители, пытаясь воплотить в своем ребенке несбывшиеся мечты выбирают ему профессию, не учитывая индивидуальных особенностей.

II

Поиск круга компетентных лиц: подростки стремятся полностью снять с себя ответственность за решение вопроса выбора профессии или иногда решение уже бывает найдено самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они не считают себя в праве принимать какие-либо ответственные решения вообще.

III

Сбор информации: отсутствием полного представления о проблемной ситуации, избирательное отношением подростков к информации о сфере труда и сложности самовосприятия. У молодежи существуют определенные предпочтения в выборе источника информации при профессиональном самоопределении: личный опыт, семья, сверстники.

IV

Построение образа профессии: предубеждения в отношении престижности и непрестижности профессии, т.е. некоторые важные виды трудовой деятельности считаются не престижными; увлечение только внешней стороной профессии, т.е. ученик не имеет всесторонних знаний о профессии; ориентация на профессию, которая гарантирует высокий заработок, когда такая профессия выбирается без учета личных особенностей человека.

V

Поиск вариантов решений: на этом этапе выбор профессии может происходить в одном их стилей поиска решений: импульсивные решения, т.е. оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно, а критическая оценка вариантов решений возникают легко, но отличаются слабой реалистичностью; рискованные решения, когда оценка возможных вариантов отличается лишь частичной их критичностью; уравновешенные решения, т.е. легкость выдвижения альтернатив с их полной и планомерной критической оценкой; осторожные решения, т.е. тщательная оценка гипотез, но варианты решения находятся с трудом; инертные решения, осторожный поиск решений, с фиксацией внимания на их критичной оценке[35].

Очень большое значение в механизме профориентации играют интересы и склонности человека, которые соотносятся с выбором профессии (см. приложение 1, таблица 1). Так же, внимание уделяется и темпераменту и характеру человека, которые влияют на выбор профессии человеком. Например, меланхолик склонен работать в спокойной и привычной обстановке, тяжело переносит условия, требующие экстренных действий; холерик может заниматься любой профессиональной деятельностью во всех сферах общественного труда, исключая работу в экстремальных условиях, когда в считанные секунды надо принимать единственно верное решение; флегматик приступает к работе не спеша, подготовившись, свойственны организованность и прилежность, может работать во многих сферах общественного производств, но следует исключить профессии, которые связаны с работой в экстремальных условиях и с принятием оперативных решений; сангвиник склонен к живой подвижной деятельности, можно рекомендован весь набор профессиональной деятельности. В профессиональном становлении и трудовой деятельности важную роль играют психические процессы личности: восприятие имеет особое значение для лиц, относящихся к типу профессий «человек – художественный образ» (художники, композиторы, поэты, писатели, артисты и др.); внимание играет ведущую роль у людей; относящихся к типу профессий «человек – человек» (педагоги, врачи и др.) и «человек – природа» (селекционеры, животноводы); память важна для ученых, конструкторов, историков, дипломатов, лингвистов, экспериментаторов в области точных наук (физика, химия, математика); мышление имеет значение для лиц с ярко выраженной логикой – теоретической направленностью в деятельности (философы, ученые, конструкторы, изобретатели, сценаристы и др.).

Важным механизмом профессиональной ориентации является профессиональный интерес, который выражается через положительное отношение человека к профессии. Развитие профессиональных интересов – это процесс приобретения устойчивых свойств и качеств, который включает в себя возникновение такого интереса, его становление и закрепление и переход профессионального интереса в профессиональные намерения, а в последствии и в профессиональный выбор. Профессиональный интерес строиться на познавательном интересе, поэтому необходимо в программу обучения в общеобразовательных школ, в целях профориентации школьников, включать дисциплины, способствующие расширению знаний учащихся о мире профессий. Профессиональный интерес развивается по следующим этапам:

Страницы: 1 2


Исследовательское поведение и творчество
Е.П. Торранс, автор одних из самых известных и широко используемых батарей тестов творчества (креативности) выдвинул следующее принципиальное положение. Валидный тест креативности невозможен в принципе. Причина этого состоит в противоречии между сущностью тестов и сущностью творчества. Тест – это стандартизованная процедура обследования ...

Принцип уподобления
Залог эффективности контакта – быть таким, как ваш собеседник. Приобщение к «карте реальности» вашего собеседника. Перцептивная карта реальности – уникальная модель восприятия каждого человека, являющаяся результатом его предшествующего опыта, в «правильности» и «очевидности» которого он убежден. Например, оптимисту легче найти общий яз ...

Мысленные экраны
Предположим, что вы научились структурировать предъявляемый материал, выделять связи между отдельными его частями, обнаруживать и осознавать проблемы. Достаточно ли этого для успешного обучения? По-видимому, нет, поскольку вам необходимо не просто перерабатывать получаемую информацию, но и уметь использовать ее. Правильное использование ...