Методические подходы к исследованию феномена
"любви". Типы исследований
любви в психологииСтраница 1
Настоящая любовь похожа на приведение: все о ней говорят, но мало кто ее видел.
Ларошфуко
В психологии любовь долгое время считалась проблематикой "ненаучной". Специфичность эмоциональных явлений отрицалась, а они сводились к явлениям биологического, физиологического порядка. До сих пор психология любви и психология эмоциональных явлений остаются относительно мало разработанными отраслями психологии. Сложность исследования эмоциональных явлений связана с тем, что они знакомы каждому человеку по личному опыту и интерпретируются всеми независимо от их профессиональной принадлежности. Естественно, в случае если научная теория начинает противоречить жизненному опыту или "здравому смыслу" человека, она вызывает неудовольствие и раздражение. Личная значимость проблематики любви, интимность данного переживания требует особого подхода к проведению исследований и к работе с испытуемыми и ставит вопрос об этической допустимости исследования эмоциональных отношений. Значимость любви для самого исследователя приводит к риску превращения научного исследования в подтверждение собственных представлений о любви (Л.Я. Гозман [91]). Сложность, комплексность данного феномена, который на протяжении истории лишь мифологизировался, а не научно изучался, затрудняет выработку объективных критериев определения любви и разработку экспериментальных методик для ее изучения. Для психолога как ученого (а большинство психологов - это мужчины) область ума и познания оказалась ближе, чем область эмоций (Н.Н. Ланге [212]). Все вышеперечисленное привело к тому, что психология любви, несмотря на значимость данной проблематики, остается достаточно неразработанной областью исследований.
Психологические исследования любви можно разделить на три основных группы:
1. исследования, в которых любовь является основным объектом изучения;
2. исследования, в которых категория "любовь" рассматривается наряду с другими категориями;
3. исследования в смежных областях психологии, выводы которых значимы для психологии любви: исследования значимых, близких отношений, гендерных установок и стереотипов, исследования личностных особенностей мужчин и женщин.
В каждой группе можно выделить подгруппы исследований по основному методу, в них используемому.
Группа исследований, в которых любовь являлась основным объектом изучения, включает работы, ведущими методами которых были наблюдение, эксперимент, интервью, анкетный опрос, контент-анализ, тест. Метод наблюдения позволил констатировать существование четких поведенческих коррелятов любви. В ходе лабораторных исследований это проявлялось в иной структуре общения влюбленных в сравнении с испытуемыми, которых не связывает это чувство. Влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза (Л.Я. Гозман [91]). Метод наблюдения использовался в этнопсихологических исследованиях М. Мид [312], показавших, что существуют племена, в которых понятие "любовь" и связанные с ней паттерны поведения отсутствуют.
Классическим вариантом эксперимента, направленного на изучение возникновения любви, является эксперимент Д. Даттона и А. Арона [91, 240]. В нем привлекательная девушка просила молодых людей заполнить анкету на висячем шатком мосту. После этого она давала испытуемому свой номер телефона и предлагала позвонить, если он захочет узнать поподробнее о сути исследования. Большинство участников эксперимента брали записку, и половина из их числа ей позвонила. В то же время те из молодых людей, которые пересекали реку по прочному, низкому мосту или встречали на шатком мосту мужчину-интервьюера, звонили в редких случаях. В нескольких экспериментах студенты, сексуально возбужденные чтением или просмотром эротических фильмов, проявляли повышенный интерес к свои партнершам, давая им более высокие оценки (Carducci& others, 1978; Dermer& Pyzszynski, 1978; Slephan, 1971 [240]). Катание на американских горках и физические упражнения дают тот же эффект (Coher&others, 1989; White &Kight, 1984 [240]). Эти эксперименты доказывают положение двухфакторной теории эмоций о том, что возбуждение и возможность его интерпретации в категориях "любви" и "влечения" вызывают любовь.Э. Уолстер [91] показал, что возможность определенной интерпретации важнее состояния возбуждения. В его эксперименте испытуемые получали фальсифицируемую обратную связь о частоте их пульса. На одной из фотографий девушек пульс изменялся. Оказалась, что вне зависимости от направления изменения (учащение, уряжение) именно эта фотография вызывала по данным дальнейших замеров максимальную аттракцию.
Результаты экспериментального исследования одиночества
После пилотажного обследования 200 индивидов по различным методикам проведено полное обследование по вышеописанной методике 40 молодых людей, поровну мужчин и женщин, по 97 переменным (табл.2.1).
Номер
Обозначение
Наименование переменной
1
ЮПОЛ
Юридический пол: 1 - М; 2 - Ж
2
ВОЗР
Возраст, полных лет ...
Теоретический анализ возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками
зависимыми от психоактивных веществ. Взгляды отечественных
и зарубежных психологов на проблему изучения подрост
Особенности подросткового возраста широко рассматриваются как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и американской психологии развития, несмотря на одностороннюю, в основном натуралистическую, биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон д ...
Как подобрать необходимую литературу?
Оптимальная организация информационного поиска должна удовлетворять двум требованиям: получение наиболее полной информации и кратчайший путь ее обнаружения. Для этого необходимо иметь доступ к информационным системам, держать в поле зрения службы и средства изучаемой области знаний, понимать их принципы и возможности, выработать наиболе ...
