Psfine

Позитивная психология

Материалы » Возрастная динамика смысла любви » Методические подходы к исследованию феномена "любви". Типы исследований любви в психологии

Методические подходы к исследованию феномена "любви". Типы исследований любви в психологии
Страница 4

С.С. Бубнова [54], опросив 620 человек в возрасте 14-45 лет, выделила и сформулировала 11 основных ценностей, в эти ценности объективно вошла и любовь. И.А. Джидарьян, изучая представления о счастье, пришел к выводу, что большинство респондентов связывают счастье со счастливой семейной жизнью и любовью [108]. Никитин В.Н. [263, c.97-99] приводит данные опроса представителей трех стран (ФРГ, ГДР, Австралия, Фиджи) разных возрастов. В ходе опроса их просили проранжировать 20 опасений по значимости и опасности для себя. Интересно, что в список этих опасений наряду с раком, землетрясением, зависимостью от наркотиков, собственной смерть и смертью родителей вошло такое опасение, как "не быть любимым", которое заняло в этом списке 13-14 место по своей значимости для респондентов.

В работе Н.П. Ильченко с соавторами [151, c.228-229] рассматривались мотивы вступления в половую жизнь юношей и девушек. Результаты опроса выявили значительные различия в мотивах девушек и юношей. У юношей основным мотивом является сильное сексуальное влечение. Затем в значительно меньшем числе случаев упоминаются приобретение опыта, развлечение, самоутверждение. У девушек основным мотивом является любовь. Например, при опросе американцев любовь к партнеру в качестве причин для первого сношения назвали 48% женщин и только 25% мужчин (Laumann et al., 1994). Реже называются стремление удержать партнера, сильное половое влечение и любопытство. Девушки преувеличивают у юношей значимость мотива любопытства и недооценивают мотив "сильное сексуальное влечение", так как сами этого не переживают. Как юноши, так и девушки недооценивают друг у друга значимость мотива "любовь" [151, c.228-229].

Во вторую группу исследований любви, изучающих ее наряду с другими психологическими феноменами, вошел ряд психосемантических исследований. Это исследования Е.С. Шильштейна [405, 406], в которых для исследования образа Я респондентов, были составлены две семантические матрицы: роли по Дж. Келли - конструкты и цвета-конструкты. Конструкты включали в себя свободные конструкты, задаваемые самими респондентами (например, ведущая ценность, качество, которого мне не хватает в других людях, и другие) и заданные исследователем конструкты (Любовь, Здоровье, Красота, Ум, Счастье, Сексуальность, Идеализация, Симпатия, Уважение). Калмыкова Е.С., Ващенко А.П., Дальбендер Р., Покорны Д. при исследовании интрапсихических моделей межличностного взаимодействия [158] выявили, что респонденты хотели бы в отношениях:

чувствовать себя любимыми и близкими другим людям (первый главный фактор);

чувствовать взаимоуважение и доверие;

ощущать независимость и уверенность в себе;

удовлетворять потребность в контроле и дистанцировании.

Категория "быть любимым" использовалась в тесте наряду с такими категориями, как "уважать других", "быть независимым", "доверять себе" (всего 22 категории), и оказалась наиболее значимой для респондентов: вошла в первый фактор с максимальным весом.

Наконец, исследования любви второй группы включают в себя исследования, основным методом которых был клинический, психиатрический метод [212] - наблюдение за пациентом в ходе психотерапии или психиатрического лечения. На основе такого наблюдения создано большинство психоаналитических, гештальт- и гуманистических концепций любви. Данные о любви, полученные этим методом, не отрывают любовь от других психологических феноменов клиента/ пациента, рассматривают ее в контексте его жизни в целом, высвечивают паттерны взаимодействия с людьми, реализуемые в близких отношениях. Однако интерпретация полученной от клиента феноменологии зависит от теоретических взглядов терапевта/ психиатра, вписывается в его психологическую концепцию и редко остается объективной. К тому же, такие интерпретации любви носят очевидный клинический характер: высвечивается скорее патология любви, чем ее норма.

В третью группу психологических исследований любви входят работы в области гендерной психологии, психологии семьи, психологии общения, медицинской психологии, зоопсихологии, психологии эмоций, напрямую не исследующие категорию "любовь", но предоставляющие важные данные для понимания отношений между мужчиной и женщиной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Выявление видов самооценок, преобладающих в младшем школьном возрасте. Диагностика инструментария исследования
Для проведения экспериментальной работы была выявлена следующая цель: выявить особенности оценки и самооценки в младшем школьном возрасте. Гипотеза исследования: самооценка учащихся начальной школы неадекватна. Задачи исследования: Выявить виды самооценок характерных для младшего школьного возраста. Анализ полученных результатов и с ...

Социально-психологические особенности детей с синдромом Дауна
Подчиняясь, в целом, общим закономерностям психического развития, развитие аномального ребенка имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л. С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребёнка, согласно которой на ...

Профориентация сегодня, проблемы, перспективы
Что же изменилось в российской профориентации сегодня, в начале XXI века? В конце 2003года было прекращено бюджетное финансирование центров профориентации. В 2004году было ликвидировано Министерство труда и социального развития РФ, в которое входила Федеральная государственная служба занятости населения. Сегодня эта служба подчиняется ...