Методические подходы к исследованию феномена
"любви". Типы исследований
любви в психологииСтраница 8
Исследование В.Е. Кагана [155] показало, что восприятие мальчиками ролей мужа, жены, отца, матери более традиционно и устойчиво, как и сами стереотипы мужественности в нашей культуре. Мальчики считают, что отец и муж обладает типичными мужскими чертами, мать и жена - типично женскими. У девочек, напротив, в восприятии матери и себя доминирует отрицание маскулинности, а не положительная феминность. Образ отца и мужа у девочек более феминен, включает такие характеристики, как забота, понимание, поддержка.
Таким образом, в данной главе представлены результаты психологических исследований любви. Исследования разделены на три основных группы:
работы, в которых любовь является основным объектом изучения;
исследования, в которых "любовь" рассматривается наряду с другими психологическими феноменами;
исследования, не затрагивающие непосредственно проблематику любви, но предоставляющие данные для понимания феномена "любви".
Показательно, что результаты исследований не только между группами, но даже внутри одной группы не обобщались и не сравнивались. Не существует психологической концепции любви, опирающейся и включающей в себя накопленный эмпирический материал. Во многом это связано с тем, что данные собирались хаотично, разными методами, в разных культурах и в разные годы. Исследования не раскрывают онтологию самой любви: наблюдение фиксирует ее внешние поведенческие корреляты, а не сущность, эксперименты, разработанные в рамках двухфакторной теории эмоций, изучают скорее возникновение интереса к противоположному полу, чем любовь (на всех ее стадиях). Тесты-опросники отражают и подтверждают заложенные в них изначально сугубо авторские концепции любви. Так, например, не понятно, почему любовь не может включать в себя восхищение (многие авторы рассматривают феномен "идеализации" как непременный атрибут любви (Л.Я. Гозман [91]), уважение (является основой любви в теории Э. Фромма) и чувство сходства (социально-психологические теории любви как идентификации), заложенные в тесте З. Рубина в основу шкалы симпатии, параллельную шкале любви. Открытые опросники дают поверхностный срез представлений о любви. Собственно сущность любви не выявлялась и не была выявлена ни в одном исследовании непосредственно феномена "любви".
Исследования любви второй группы, рассматривающие категорию "любовь" наряду с другими категориями, не раскрывают специфику самой любви. Устанавливается место любви в иерархии ценностей, атрибутов счастья или, наоборот, значимость страха "на быть любимым" для испытуемых. Культурно-исторические исследования любви раскрывают динамику представлений о любви в разные эпохи, но не позволяют оценить современные представления о любви, взгляд этих исследований ретроспективен. Интерпретация данных о любви, собранных клиническим методом, зависит от теоретических взглядов автора и выявляет скорее патологию любви, чем ее норму.
Исследования третьей группы могут быть полезными для психологии любви при наличии определенной концепции любви, позволяющей обобщать материалы смежных областей исследования, но остаются практически бесполезными в настоящий период развития психологии любви.
Итак, исследование сущности любви, ее смысла и обобщение на основе сущностного понимания любви результатов других исследований – актуальная задача современной психологии.
Объем кратковременной памяти и внимания у школьников
Для представления общего состояния объема кратковременной памяти у школьников на сегодняшний день данные представлены в виде диаграммы (рис. 3).
Рисунок 3 – Показатели объема кратковременной памяти
Из диаграммы видно, что у большей половины (57 %) школьников объем кратковременной памяти ниже среднего. На втором месте (31 %) объем па ...
История становления профориентации
Профессиональной ориентации более ста лет. Рождение профориентации было связано с именем американского психолога Гуго Мюнстерберга, основателя психотехники, который вначале XX века впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека. Первые лаборатории профориентации появилис ...
Агрессия затрагивает реципиента, стремящегося избежать нападения
Наконец, из нашего определения видно, что мы можем говорить об агрессии только тогда, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения. В большинстве случаев объекты физического насилия, сопровождающегося телесными повреждениями или оскорбительными вербальными нападками, хотят избежать подобного неприятного опыта. Однак ...