Характеристика групп.Страница 1
Наблюдения за деятельностью детей в доме ребенка на занятиях и в режимные моменты позволили увидеть проблемы детей - частые конфликты, агрессивность, страх, тревожность, неврозы, неуверенность в себе, отклоняющееся поведение. Проблемой является и то, что педагоги и воспитатели не знают, как правильно оценивать различные поведенческие реакции ребенка, специфику его развития, особенности эмоционального состояния в момент общения; мало кто связывает эти проявления с состоянием тревоги у ребенка. Хотя зачастую подобное поведение не всегда отражает реальное состояние воспитанника, а направлено исключительно на то, чтобы взрослые обратили на него внимание.
В нашем исследовании была предпринята попытка изучить особенности эмоциональной сферы, уровень тревожности детей, находящихся в доме ребенка в условиях социальной депривации, а также способность адекватно оценивать и интерпретировать жизненные ситуации, умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками (табл. 1).
Таблица 1
Основные проблемы, выявленные в ходе обследования воспитанников дома ребенка, %
|
Основные проблемы |
Характеристика проблемы |
% |
|
Проблемы общения |
Травмирующий опыт |
100 |
|
Трудности взаимоотношения с взрослыми |
100 | |
|
с детьми |
100 | |
|
Проблемы поведения |
Агрессивность |
35 |
|
Враждебность |
70 | |
|
Тревожные состояния |
Незащищенность |
100 |
|
Одиночество |
100 | |
|
Страхи |
Социально опосредованные и пространственные |
100 |
|
Медицинские |
80 | |
|
Физический ущерб |
100 |
59 детей, обследованных в доме ребенка были разделены на две группы: дети, поступившие из социально-неблагополучных семей и дети-«отказники», воспитывающиеся с рождения в доме ребенка (см. Таблица2). Диагностика выявления тревожности детей группы риска проводилась по шкале Сирса (Приложение 2).
Установлено, что воспитанники имеют повышенный уровень тревожности. Проблемы общения детей связаны с негативным опытом, отсутствием умения объективно оценивать ситуации, затруднениями в различении эмоций. На общение со сверстниками и взрослыми влияют повышенная конфликтность, враждебность, деструктивная агрессия. Неадекватное поведение ребенка зависит от состояния тревожности, чувства одиночества, незащищенности и депрессии, а также страхов разного рода. Все эти условия формируют у ребенка неуверенность в себе, чувство неполноценности, затрудняют социальную адаптацию.
В условиях социальной депривации у детей отмечается изменение эмоциональных реакций, что, видимо, может выражаться в нарастании чувства тревоги и агрессивности. Для проверки этой гипотезы нами проведено изучение эмоциональных особенностей детей, воспитывающихся в доме ребенка.
Сравнительный анализ уровня тревожности, полученный при сопоставлении разных групп детей социального риска показал (группа детей, поступивших из социально-неблагополучных семей и группа детей «отказников», воспитывающихся с рождения в доме ребенка), что по этому показателю между группами нет принципиальных различий (табл. 2).
Таблица 2
Уровень тревожности у воспитанников дома ребенка, %
|
Оценка индекса тревожности |
дети, поступившие из социально-неблагополучных семей |
дети «отказники», воспитывающиеся с рождения в доме ребенка |
|
Высокий уровень тревожности |
75 |
70 |
|
Средний уровень тревожности |
25 |
30 |
|
Низкий уровень тревожности |
0 |
0 |
Работа с книгой
Какое количество специальной литературы вам следует читать, зависит от изучаемого вами предмета и от вашей личности, а в конечном счете только от вашей личности . В науке нет больших, ограниченных областей — есть только небольшие ограниченные ученые. В природе каждая область сливается с соседними, и только от вас — и в значительной степ ...
Исследование по поведению в конфликте
В данном исследовании использовалась методика стратегий поведения в конфликте Томаса.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных ...
Межличностные отношения и общение. Место и природа
межличностных отношений
В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый р ...
