Psfine

Позитивная психология

Характеристика групп.
Страница 1

Наблюдения за деятельностью детей в доме ребенка на занятиях и в режимные моменты позволили увидеть проблемы детей - частые конфликты, агрессивность, страх, тревожность, неврозы, неуверенность в себе, отклоняющееся поведение. Проблемой является и то, что педагоги и воспитатели не знают, как правильно оценивать различные поведенческие реакции ребенка, специфику его развития, особенности эмоционального состояния в момент общения; мало кто связывает эти проявления с состоянием тревоги у ребенка. Хотя зачастую подобное поведение не всегда отражает реальное состояние воспитанника, а направлено исключительно на то, чтобы взрослые обратили на него внимание.

В нашем исследовании была предпринята попытка изучить особенности эмоциональной сферы, уровень тревожности детей, находящихся в доме ребенка в условиях социальной депривации, а также способность адекватно оценивать и интерпретировать жизненные ситуации, умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками (табл. 1).

Таблица 1

Основные проблемы, выявленные в ходе обследования воспитанников дома ребенка, %

Основные проблемы

Характеристика проблемы

%

Проблемы

общения

Травмирующий опыт

100

Трудности взаимоотношения с взрослыми

100

с детьми

100

Проблемы поведения

Агрессивность

35

Враждебность

70

Тревожные состояния

Незащищенность

100

Одиночество

100

Страхи

Социально опосредованные и пространственные

100

Медицинские

80

Физический ущерб

100

59 детей, обследованных в доме ребенка были разделены на две группы: дети, поступившие из социально-неблагополучных семей и дети-«отказники», воспитывающиеся с рождения в доме ребенка (см. Таблица2). Диагностика выявления тревожности детей группы риска проводилась по шкале Сирса (Приложение 2).

Установлено, что воспитанники имеют повышенный уровень тревожности. Проблемы общения детей связаны с негативным опытом, отсутствием умения объективно оценивать ситуации, затруднениями в различении эмоций. На общение со сверстниками и взрослыми влияют повышенная конфликтность, враждебность, деструктивная агрессия. Неадекватное поведение ребенка зависит от состояния тревожности, чувства одиночества, незащищенности и депрессии, а также страхов разного рода. Все эти условия формируют у ребенка неуверенность в себе, чувство неполноценности, затрудняют социальную адаптацию.

В условиях социальной депривации у детей отмечается изменение эмоциональных реакций, что, видимо, может выражаться в нарастании чувства тревоги и агрессивности. Для проверки этой гипотезы нами проведено изучение эмоциональных особенностей детей, воспитывающихся в доме ребенка.

Сравнительный анализ уровня тревожности, полученный при сопоставлении разных групп детей социального риска показал (группа детей, поступивших из социально-неблагополучных семей и группа детей «отказников», воспитывающихся с рождения в доме ребенка), что по этому показателю между группами нет принципиальных различий (табл. 2).

Таблица 2

Уровень тревожности у воспитанников дома ребенка, %

Оценка индекса тревожности

дети, поступившие из социально-неблагополучных семей

дети «отказники», воспитывающиеся с рождения в доме ребенка

Высокий уровень тревожности

75

70

Средний уровень тревожности

25

30

Низкий уровень тревожности

0

0

Страницы: 1 2


Возможно ли творчество в обучении?
Многие студенты весьма критически относятся к идее творчества в обучении. Они не видят в своей деятельности места для творчества, поскольку творческое мышление ассоциируется только с великими учеными и великими открытиями. Однако даже переработка учебного материала, решение учебных задач могут иметь творческий характер и приводить к инд ...

Классификация одаренности
Дифференциация видов одаренности определяется тем или иным критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение своеобразных ее видов в связи со спецификой психических возможностей человека и особенн ...

Сущностный анализ понятия "внимание"
Внимание всегда есть сосредоточенность на чем - либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлен ...