ПриложенияСтраница 6
Методика «ЦВЕТОВОЙ ГНОЗИС»
(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый).
Нормативы:
- сличение — от 1,5 - 2 лет;
- выбор названия — в 2 - 3 года;
- самостоятельное название — в 2,5 — 3 года.Стимульнып материал:
цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Платья и бантики», «Цветочек и лепесточек», «Корзиночки и клубочки», «Кастрюли и крышки» и др.
Пример инструкций:
1)-Положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесток»;
2)-Покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»
3)-Назови, какого цвета этот цветок?» Аналогично предъявляются другие задания.
Методика «ФОРМА»
Нормативы:
сличение — от 1,5-2 лет;
выбор названия — 2 года;
самостоятельное название — в 3 года.
Стимулъный материал:
круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 набора из 4-х основных цветов.
Пример инструкций:
1) «Дай такую же» (форма и цвет совпадает);
2) «Покажи, где кубик?»
3) «Назовиформу».
Методика «ПРЕДМЕТНЫЙ ГНОЗИС»
Стимулъный материал:
10 - 12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам). Инструкция:
1) «Покажи, где нарисован .?»;
2) «Что нарисовано?» или «Что это?»
Нормативы:
- в 1,5 — 2 года называет 4-5 картинок;
- в 2,5 года называет многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель;
- в 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.
Методика «ВЫБОР ПООБРАЗЦУ» (парные картинки)
Стимулъный материал:
6 пар одинаковых предметных картинок.
Перед ребенком кладут две картинки. Точно такие же две картинки находятся в руках у обследователя. Обследователь соотносит их между собой, показывая, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем обследователь закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит дать такую же. После того как ребенок подал одну картинку, обследователь кладет ее на прежнее место перед ребенком, просит дать вторую. Убедившись в том, что ребенок осуществляет выбор из 2 картинок, обследователь убирает их и на их место кладет 4 другие.
Методика предъявляется детям, начиная с 1,5 - 2 лет.
Нормативы:
- выбор из 2 картинок — в 2 года;
— выбор из четырех картинок — в 3 года.
Детям старше 4-х лет методика предъявляется в случае, если они несправляются с классификацией.
Методика «КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРАКСИС» Методика — Разрезные картинки»
Стимульный материал:
картинки, разрезанные на 2 и 3 части с разной конфигурацией разреза. Нормативы:
- разрезная картинка из 2-х фрагментов — 2,5 - 3 года;
— разрезная картинка из 3-х фрагментов — 3 — 3,5 года.Ход обследования
Ребенку предлагают соединить разъединенные части картинки, чтобы получилась целая. Возможен предварительный показ.
Анализ результатов:
1) совершает нецеленаправленные действия;
2) соединяет части без анализа полученного целого;
3) прикладывание с разворотами;
4) зрительное соотношение частей без прикладывания.
Методика «КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПОДРАЖАНИЮ»
Методика предлагается детям 2,5 - 3 лет.
Стимульный материал:
кубики, прямоугольные бруски (кирпичики); треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов.
Ход исследования:
ребенку предъявляются все фигуры разного цвета, экспериментатору только одного цвета. Все фигуры становятся друг против друга и соотносятся. Далее экспериментатор произвольно меняет расположение кубиков относительно друг друга и предлагает ребенку сделать то же самое со своими фигурами (подражая действиям взрослого).
Конструирование по образцу предлагается ребенку старше 4-х лет, при этом экспериментатор меняет расположение фигур за экраном и просит воспроизвести.
Анализ результатов:
1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3-х лет является неадекватным);
2) подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, величины и пространственного расположения;
3) сопоставление и исправление ошибок;
4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;
5) самостоятельный анализ образца и воспроизведения.
Методика «ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС»
Стимульный материал:
мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.
Пример инструкций:
«Посади мишку около коробки»,
«Положи в коробку»,
«Посади на коробку»,
«Спрячь картинку под коробку»,
«Достань из-под коробки»,
«Покажи, где верх (низ)»,
«Иди вперед (назад)».
Нормативы:
—2,5 — 3 года — понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1 - 2 заданиях, легко исправляется;
—3,5-4 года — выполняет все задания.
Отношения между типами личности и окружения
Так как реальная личность (как и окружение) содержит в себе элементы разных типов, то она может быть более или менее однородной, дифференцированной и конгруэнтной.
Понятие «однородность»
Данное понятие применяется как к типам личности, так и к типам окружения. Одни типы более схожи друг с другом, чем другие. Так, социальный и артистич ...
Оперативная саморегуляция
В этой главе мы расскажем вам о некоторых приемах саморегуляции, которые несложно освоить самому. Однако это не означает, что приемы сработают сразу, как только вы о них прочтете. Любой прием для того чтобы он стал действенным, требует некоторого времени и усилий. Но когда мы говорим об усилиях, то не имеем в виду усилия типа "сцеп ...
Основные аспекты
изучения гендерных особенностей проявления тревожности подростковю Психологические
особенности развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте
Формирование личности – одно из самых последних изменений в подростковом возрасте – Выготский связывает с развитием рефлексии и самосознания. Рефлексия в понимании Выготского – это отражение собственных процессов в сознании подростка. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личнос ...
