Psfine

Позитивная психология

Профессиональное обучение
Страница 1

На протяжении столетия профессиональная ориентация и профессиональное обучение шли рука об руку, ориентируясь, прежде всего на лиц подросткового возраста, исходя из посылки «обучение и профессия — на всю жизнь». Изменение государственного устройства России и Украины, структурные изменения в экономике, появление института безработных в начале 1990-х гг. внесли серьезные коррективы в ранее сложившуюся практику. Часть задач профессионального обучения по-прежнему решается в традиционных формах среднего и высшего профессионального образования, часть — в системе региональной службы занятости, часть — в системе краткосрочной подготовки и переподготовки, в том числе на базе первого высшего образования, часть — в системе корпоративного обучения. Изменяется сама концепция профессионального образования: «от образования — на всю жизнь, к образованию через всю жизнь». Ключевым моментом профессионального обучения выступает посредничество опытного наставника в овладении субъектом определенной профессией.

К концу XX в. необходимость такого посредничества в профессиональном становлении субъекта квалифицированного труда становится актуальной уже неоднократно на протяжении профессиональной карьеры человека.

Соответственно, все более увеличивается и число необходимых специалистов-посредников, специализирующихся в разных предметных областях, спектр которых также постоянно расширяется. Профессиональное развитие работника уже немыслимо без его личностного развития, его развития как индивидуальности, без разработки новых средств, форм, методов обучения. В связи с расширением возрастных границ обучающихся актуализируется роль новых педагогических дисциплин — андрологии, андрогогики, акмеологии.[1]

В середине 1980-х гг. в отечественной истории развития психологической проблематики в сфере профессионального обучения 3. А. Решетова выделяла три периода:

• первый (1920-1930-е гг.) — «психотехнический»;

• второй (конец 1930-х — середина 1950-х гг.) — «становление концепций»;

• третий (середина 1950-х — 1970-е гг.) — «развитие концепций».[12]

Эту периодизацию можно было бы продолжить следующим образом:

• четвертый (1980-е - начало 1990-х гг.) — «деятельностный подход»;

• пятый (1990-е гг.) — «период смятения и заимствования»;

• шестой (с конца 1990-х гг.) — восстановление отечественных на­учных школ.[13]

Первоначально психологические проблемы профессионального обучения заявили о себе в 1920-х гг. и решались в рамках психотехники. Рассматривая в едином ключе задачи профотбора, профконсультации и профессионального обучения, определяющими для психотехников были пути и способы изучения профессий и разработки «психограмм». Профессии дробились на отдельные операции, диктуемые сложившейся технологией труда. Составлялись «операциограммы», и для каждой из операций выявлялись характерные психологические и психофизиологические функции и степень их актуализации (например, ощущения, восприятия внимания, специфики эмоционального тона и т. п.). В обобщающей профессиограмме выделялись «профессионально важные признаки» и соответствующие требования профессии к человеку (например, способность выдерживать принудительный темп, ритм, однообразие работы, эмоциональная устойчивость и т. п.).

Разрабатываемые тесты и диагностика «профессионально важных признаков» больше служили не задачам их развития в процессе обучения, а задачам отбора и профконсулътации. Тренировке подлежали не психологические и психофизиологические функции, а «установки» — состояния предрасположенности к определенным рабочим движениям. Психофизиологические состояния человека в труде игнорировались. Наиболее ценным и объективным материалом считались движения, которые можно измерять и оценивать.[12]

Страницы: 1 2 3


Недобросовестные приемы ведения переговоров и противостояние им
Во время переговоров их участники занимают различные позиции: одни придерживаются полной искренности, честности, открытости, уважения, другие стремятся к противоположному: проявляют скрытность, пытаются достичь своих целей за счет другой стороны, в том числе и путем обмана. В этих случаях говорят о недобросовестных приемах ведения перег ...

Приложения
Приложение 1 Анализ социометрического исследования до проведения тренинга «Общения» с группой «А» 9 «А» Лидер – 10 человек Отвергнутые – 7 человек 9 «Б» Лидер – 5 человек Отвергнутые – 8 человек ВСЕГО по двум 9-м классам Лидеров – 15 человек Отвергнутых – 15 человек Анализ социометрического исследования после проведения трени ...

Свойства внимания
Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Внимание обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств. Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным - колебания ...