Развитие состояния одиночества в связи с неадекватностью оценки личности ее
экспектациямиСтраница 1
Итак. На определенном этапе онтогенеза у человека сформировалась самооценка, социальное окружение научило его ожидать определенные реакции в свой адрес и получать удовлетворение. При этом причиной возникновения чувства одиночества может быть специфическое переживание личностью неудовлетворенности количеством, качеством или значимостью ее социальной оценки.
В действительности, в жизни человека, имеющего семью, детей, работу, друзей и увлечение, в идеальных условиях, одиночеству места быть не должно. Индивид получает в достаточном количестве значимую оценку со стороны жены и детей. Качественную оценку на работе, кроме того, у него есть друзья и хобби. Каждая из этих («семья», «работа», «друзья», «увлечения») моделей общения самодостаточна, каждая сполна удовлетворяет его ожидаемую оценку. Но вот отношения с супругой стали портиться, соответственно, количество и качество оценки стало неудовлетворительным, а ожидаемая оценка – неудовлетворительной. В подобном случае одиночество выражено довольно слабо, и скорее, проявляется в виде симптомов. Чувство тревожности, жалость к себе, ощущение ненужности и невостребованности – это сигнал тревоги: указывающий на недостаток оценки в определенной системе личностных координат. Эти симптомы заставляют человека либо восстанавливать отношения в семье, тем самым, возвращая количество и качество на привычный уровень, ожидаемый уровень, либо искать замещение в других моделях общения, либо формировать новые социальные связи. Очень важно, чтобы количество удовлетворительной ожидаемой оценки было восполнено.
Во избежание переживания одиночества человек может компенсировать нехватку оценки в семье провоцированием повышенного внимания к себе со стороны друзей (жалобы, показное горе или бравада), на работе (окунуться в работу с головой, выделиться в глазах сотрудников или начальства), или пополнить нехватку оценки новыми социальными контактами (новые друзья, подруги, работа). В случае оперативного замещения утратившего значение источника оценки или его реабилитации, переживание одиночества может не возникнуть. Чаще одиночество проявляется в виде сопутствующих эмоций и чувств, усиливаясь тем больше, чем дольше ожидаемая оценка остается неудовлетворительной, и лишь при потере огромного не сравнимого с другими по количеству, качеству и значимости источника оценки – одиночество накатывается лавиной, оставляя чувство безысходности, делая бессмысленным существование.
Но вот отношения в семье наладились, счастливый супруг окружен повышенным вниманием со стороны жены и детей, его оценили на работе, где он «нарасхват», а друзья ежедневно зовут его в гости. Жизнь бьет ключом и до краев наполнена событиями, встречами, впечатлениями. В таком случае интенсивность социальных контактов не оставляет места рефлексии, не лает возможности подумать, сопоставить, адекватно оценить происходящее. В связи с этим меняется и мнение о себе, возникает звездная болезнь, исчезает реальная оценка своих возможностей и качеств. В данной ситуации опять возникает непреодолимое ощущение одиночества. В чем же причина? Вероятно, количество социальной оценки абсолютно не соответствовало желаемому уровню. Человек, не подготовленный и не ожидающий такого повышенного внимания к своей персоне, остро нуждается в переосмыслении, уравновешивании желаемой и получаемой оценки, в восстановлении разорвавшихся связей внутреннего и внешнего мира. Несвоевременное вмешательство может привести к серьезному внутреннему конфликту или психическому отклонению.
Особенности внимания
детей с задержкой психического развития
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети с задержкой психического развития.
В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содер ...
Свойства
и закономерности
Процессы памяти
Память существует в четырех взаимосвязанных процессах: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
Запоминание - это процесс запечатления воспринятой информации с целью последующего ее сохранения. Качество запоминания зависит от многих факторов: от особенностей запоминаемого материала (его объема, логичности, ...
Анализ результатов эмпирического исследования и интерпретации
На момент обследования по результатам методики САН были выделены две группы:
1 группа (12 человек) – испытуемые, состояние которых можно охарактеризовать как положительное. У них высокие и примерно одинаковые оценки по всем трем параметрам: самочувствие, активность, настроение. А это значит, что у этой группы людей хорошая работоспособ ...