Развитие состояния одиночества в связи с неадекватностью оценки личности ее
экспектациямиСтраница 1
Итак. На определенном этапе онтогенеза у человека сформировалась самооценка, социальное окружение научило его ожидать определенные реакции в свой адрес и получать удовлетворение. При этом причиной возникновения чувства одиночества может быть специфическое переживание личностью неудовлетворенности количеством, качеством или значимостью ее социальной оценки.
В действительности, в жизни человека, имеющего семью, детей, работу, друзей и увлечение, в идеальных условиях, одиночеству места быть не должно. Индивид получает в достаточном количестве значимую оценку со стороны жены и детей. Качественную оценку на работе, кроме того, у него есть друзья и хобби. Каждая из этих («семья», «работа», «друзья», «увлечения») моделей общения самодостаточна, каждая сполна удовлетворяет его ожидаемую оценку. Но вот отношения с супругой стали портиться, соответственно, количество и качество оценки стало неудовлетворительным, а ожидаемая оценка – неудовлетворительной. В подобном случае одиночество выражено довольно слабо, и скорее, проявляется в виде симптомов. Чувство тревожности, жалость к себе, ощущение ненужности и невостребованности – это сигнал тревоги: указывающий на недостаток оценки в определенной системе личностных координат. Эти симптомы заставляют человека либо восстанавливать отношения в семье, тем самым, возвращая количество и качество на привычный уровень, ожидаемый уровень, либо искать замещение в других моделях общения, либо формировать новые социальные связи. Очень важно, чтобы количество удовлетворительной ожидаемой оценки было восполнено.
Во избежание переживания одиночества человек может компенсировать нехватку оценки в семье провоцированием повышенного внимания к себе со стороны друзей (жалобы, показное горе или бравада), на работе (окунуться в работу с головой, выделиться в глазах сотрудников или начальства), или пополнить нехватку оценки новыми социальными контактами (новые друзья, подруги, работа). В случае оперативного замещения утратившего значение источника оценки или его реабилитации, переживание одиночества может не возникнуть. Чаще одиночество проявляется в виде сопутствующих эмоций и чувств, усиливаясь тем больше, чем дольше ожидаемая оценка остается неудовлетворительной, и лишь при потере огромного не сравнимого с другими по количеству, качеству и значимости источника оценки – одиночество накатывается лавиной, оставляя чувство безысходности, делая бессмысленным существование.
Но вот отношения в семье наладились, счастливый супруг окружен повышенным вниманием со стороны жены и детей, его оценили на работе, где он «нарасхват», а друзья ежедневно зовут его в гости. Жизнь бьет ключом и до краев наполнена событиями, встречами, впечатлениями. В таком случае интенсивность социальных контактов не оставляет места рефлексии, не лает возможности подумать, сопоставить, адекватно оценить происходящее. В связи с этим меняется и мнение о себе, возникает звездная болезнь, исчезает реальная оценка своих возможностей и качеств. В данной ситуации опять возникает непреодолимое ощущение одиночества. В чем же причина? Вероятно, количество социальной оценки абсолютно не соответствовало желаемому уровню. Человек, не подготовленный и не ожидающий такого повышенного внимания к своей персоне, остро нуждается в переосмыслении, уравновешивании желаемой и получаемой оценки, в восстановлении разорвавшихся связей внутреннего и внешнего мира. Несвоевременное вмешательство может привести к серьезному внутреннему конфликту или психическому отклонению.
Самоуправляющие механизмы личности (СУМ). Психогенные
факторы развития
Управление и регулирование любых процессов, в том числе и педагогических, основаны на принципе обратной связи: субъект управления посылает команды исполнителю объекту и должен получить информацию о результате деятельности. Без такой обратной связи невозможно выработать дальнейшие корректирующие и планирующие решения, достичь цели деятел ...
Тренинг толерантности
Тренинги толерантности прошли широкую апробацию во многих регионах России, в том числе в республиках, областях и краях с высокой социальной нестабильностью и межэтнической напряженностью. Структурированность и детальная разработанность тренинга делает его доступным для проведения не только психологами, но и подготовленными педагогами и ...
Исследование концентрации внимания"
Задача исследования: Изучение индивидуальных особенностей концентрации внимания и оценка способности к концентрации внимания.
Порядок работы и инструкция испытуемому: "Я вам прочитаю три простых арифметических задачи. Вы должны решить их в уме. Результат вычисления записывайте только тогда, когда я вам скажу: "Пишите! ". ...
