Psfine

Позитивная психология

Материалы » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Развитие состояния одиночества в связи с неадекватностью оценки личности ее экспектациями

Развитие состояния одиночества в связи с неадекватностью оценки личности ее экспектациями
Страница 2

Таким образом, само переживание одиночества можно разделить на две формы: желаемое и не желаемое (вынужденное). Вынужденное переживание одиночества возникает, когда уровень полученной оценки ниже ожидаемого, а желаемое переживание одиночества – когда уровень полученной оценки неадекватно выше ожидаемой. В любом случае, одиночество – это возможность уйти в себя, для осознания и восстановления разорвавшихся связей внутреннего и внешнего мира.

Карен Рубинстайн и Филипп Шейвер определили основные способы переживания одиночества. Согласно их исследованиям существует 4 фактора переживания одиночества:

Печальная пассивность

Активное уединение

Проживание денег

Социальные контакты

-Плачу

-Сплю

-Сижу и размышляю

-Ничего не делаю

-Переедаю

-Принимаю транквилизато-ры

-смотрю телевизор

-пью или «отключаюсь»

-Учусь или работаю

-Пишу

-Слушаю музыку

-Делаю зарядку

-Гуляю

-Занимаюсь любимым делом

-Хожу в кино

-Читаю

-Музицирую

-Транжирю деньги

-Делаю покупки

-Звоню другу

-Иду в гости

Люди пребывающие в состоянии «Печальная пассивность», увлечены самостраданием, привлекая, таким образом, сострадание и внимание других. Пассивные реакции на одиночество не облегчают этого состояния, а лишь затягивают его. Три остальных вида переживания одиночества представляют собой различные решения проблемы, выбираемые людьми, которые бывают одиноки лишь время от времени. «Активное уединение» – это плодотворное и творческое использование времени. Проводимого в одиночестве. Транжиры, реагирующие на одиночество «тратой денег», стремятся компенсировать «Социальный контакт» разрешает проблему одиночества, восстановлением или созданием социального контакта. (К. Рубинстайн, Ф. Шейвер).

Во всех четырех случаях видно, что способы, выбираемые людьми для преодоления проблемы одиночества, направлены на получение дополнительной недостающей оценки. Первые два способа «Печальная пассивность» и «Активное уединение» не предполагают, сколько-нибудь значимых социальных контактов. В основном, они предполагают уход от реальности в грезы, самосозерцание и размышление о собственной значимости и имеют аутогенный механизм формирования оценки. Способы «Проживания денег» и «Социальные контакты» имеют гетерогенный механизм формирования оценки, т.к. провоцируют ее возникновение со стороны знакомых и незнакомых людей.

Из всего сказанного видно, что личностное переживание одиночества может быть спровоцированно неудовлетворительной оценкой внутри какой-то одной социальной модели общения, меняющей поведение и состояние личности, а значит и отношения внутри других социальных моделей. Что лавинообразно ведет к дефициту оценки во всей жизни человека. С другой стороны, восстановление разрушенной оценки во всех ее свойствах или замена на равноценную, так же поэтапно приводит в соответствие ожидаемое и реальное (табл. 1.2).

Карен Рубинстайн и Филипп Шейвер выявили основные условия переживания одиночества и объединили их в пять групп:

Свобода от привязанностей

Отчужденность

Вынужденная изоляция

Уединенность

Перемена места

Отсутствие супруга

Отсутствие сексуального партнера

Чувствую себя «белой

Вороной»

Непонимание со стороны других

Никчемность

Отсутствие близких друзей

Привязанность к дому

Прикован к постели

Отсутствие средств передвижения

Прихожу домой в пустой дом

Всеми покинут

Пребывание вдали от дома

Новое место работы или учебы

Слишком частые переезды

Частые разъезды

Страницы: 1 2 3 4 5


Расширение активного поля зрения
Основное отличие обычных методов чтения и динамического чтения состоит в размере поля восприятия информации. Медленно читающий человек охватывает взглядом 10—12 см строки, а поле восприятия информации при стандартном расстоянии до книги 20—30 см составляет в тексте 1—2 см, т. е. одна строка прочитывается за 8—14 приемов. Опыты показали, ...

Духовное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Понятие и сущность духовного развития дошкольников
Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: ус ...

Глава позиция профессионала в структуре его деятельности. Содержательная характеристика социально-психологического конструкта «социальная позиция»
В последние годы в психолго-педагогической литературе, посвященной вопросам подготовки специалистов, профессиональной компетенции, все чаще появляются указания на необходимость осуществления деятельности с определенных профессиональных позиций Однако это понятие наполняется разным содержанием. Например, А.К.Маркова[32] намечает для пе ...