Psfine

Позитивная психология

Материалы » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Развитие состояния одиночества в связи с неадекватностью оценки личности ее экспектациями

Развитие состояния одиночества в связи с неадекватностью оценки личности ее экспектациями
Страница 3

Первый фактор выявляет желание иметь какого-то конкретного человека, супруга или любимого. Второй «Отчужденность» указывает на потребность в подходящем и понимающем друге или группе друзей. Третий «Вынужденная изоляция» и пятый «Перемена места» - называют причиной одиночества – вынужденную изоляцию. Четвертый «Уединенность» – описывает ситуации, в которых наблюдается полное отсутствие других людей. Фактор «Вынужденная изоляция» характеризует главным образом неуверенных и неуравновешенных пожилых людей, тогда как фактор «Отчуждение» применим в основном к молодым людям. Отсутствие привязанности – особенно важная причина одиночества молодых, а так же тех, кто недавно расстался с близким ему человеком. И разведенных всех возрастов (К. Рубинстайн, Ф. Шейвер).

Как видно, условия при которых возникает переживание одиночества, предполагают либо полное отсутствие оценки со стороны социума или конкретного человека, либо ее неудовлетворительное количество, качество, значимость. Как только хрупкое внутреннее равновесие нарушается, и определенное время не восстанавливается – человек, переживает одиночество. Это переживание может проявиться в пассивном, инертном поведении, а может быть толчок к активной деятельности, направленной на купирование одиночества.

Наиболее часто встречается причина одиночества, но в то же время наиболее легко переживаемая и купируемая – неудовлетворенность количеством оценки. Само по себе, количество оценки не является весомой и сложной причиной, поэтому индивидом отсутствие оценки, или ее недостаточность, в то время как в отношениях с другими она имеет место или обычно была, переживается легко. Количественную оценку получить довольно легко. Сильные и адекватные личности обычно меняют свое поведение, делая его более ярким, показным, странным и т.д., чем привлекают к себе внимание. Более слабые так же, интуитивно находят способ выхода из неуютного положения. Жалобы, капризы, замыкание в себе, при том, что иногда усугубляют переживание одиночества, в то же время имеют вторичную выгоду – т.е. привлекают внимание, а значит количество оценки увеличивается. В случае вынужденного одиночества, неудовлетворительность количеством оценки заставляет индивида искать новые, часто временные, малозначащие контакты. Или точнее реакции на свои действия, подтверждающие его существование и замеченность.

В подобных случаях (например, нехватке контактов в новом коллективе) Кэролин И. Кутрона выявила, что чаще всего люди сами осознают, что привело их к переживанию одиночества: недостаточная активность, застенчивость, характер, внешность. Чтобы спровоцировать внимание к себе, студенты начинали либо хорошо учиться и следить за собой, либо успеваемость резко падала и дружба заводилась с «плохой компанией» (гетерогенный механизм оценки). Еще один способ получить оценку – уйти в себя и думать о своих хороших качествах, так тоже поступали многие. При этом мысль, что «меня не понимают», «просто я намного умней и лучше их» повышала собственную значимость. Чаще всего подобные способы реабилитации выступали в качестве оперативного адаптирующего средства, и после «вливания в коллектив» и новых знакомств, исчезали.

В другом случае, когда одиночество желаемое, и выбирается как отдушина. Как путь к уходу от реальности, - количество оценки намного выше ожидаемой, и не контролируется индивидом. От этого часто страдают актеры, по роду деятельности, обязанные быть на виду, политики, так же люди, в силу профессии или образа жизни, оказывающиеся под мощным потоком мнений. Суждений, похвал, просьб и советов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Социально-психологические условия эффективного дисциплинирования сотрудников ОВД. Управление процессом дисциплинирования сотрудников ОВД в процессе воспитательной и кадровой работы
Для определения степени развития у работников органа правопорядка такого качества, как дисциплинированность используются следующие критерии: - уровень профессионального мастерства, отражающий систему знаний, навыков и умений, усвоенную в учебном заведении и на практической работе (опыт); - усердие, проявляемое в профессионально-служеб ...

Практическое исследование одаренности школьников. Организация и проведение исследования
Экспериментальное исследование построено нами в несколько этапов.1-этап – это, пожалуй, наиболее традиционный, будем так говорить, классический этап в работе психолога - тестирование на “входе”, т.е. психологическая диагностика детей. Этот этап входит в спектр работы психолога в любом типе учебных заведений – будь это инновационное или ...

Психолого-педагогические проблемы социальных сирот.
Социализация, воспитание, проживание детей-сирот в современной России происходит в условиях государственной системы призрения, которая основана на принципах сепарации от общества. Исторически такая система социализации восходит к педагогическим проектам эпохи Просвещения, когда считалось, что через систему интернатного воспитания можно ...