Psfine

Позитивная психология

Материалы » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Развитие состояния одиночества в связи с неадекватностью оценки личности ее экспектациями

Развитие состояния одиночества в связи с неадекватностью оценки личности ее экспектациями
Страница 3

Первый фактор выявляет желание иметь какого-то конкретного человека, супруга или любимого. Второй «Отчужденность» указывает на потребность в подходящем и понимающем друге или группе друзей. Третий «Вынужденная изоляция» и пятый «Перемена места» - называют причиной одиночества – вынужденную изоляцию. Четвертый «Уединенность» – описывает ситуации, в которых наблюдается полное отсутствие других людей. Фактор «Вынужденная изоляция» характеризует главным образом неуверенных и неуравновешенных пожилых людей, тогда как фактор «Отчуждение» применим в основном к молодым людям. Отсутствие привязанности – особенно важная причина одиночества молодых, а так же тех, кто недавно расстался с близким ему человеком. И разведенных всех возрастов (К. Рубинстайн, Ф. Шейвер).

Как видно, условия при которых возникает переживание одиночества, предполагают либо полное отсутствие оценки со стороны социума или конкретного человека, либо ее неудовлетворительное количество, качество, значимость. Как только хрупкое внутреннее равновесие нарушается, и определенное время не восстанавливается – человек, переживает одиночество. Это переживание может проявиться в пассивном, инертном поведении, а может быть толчок к активной деятельности, направленной на купирование одиночества.

Наиболее часто встречается причина одиночества, но в то же время наиболее легко переживаемая и купируемая – неудовлетворенность количеством оценки. Само по себе, количество оценки не является весомой и сложной причиной, поэтому индивидом отсутствие оценки, или ее недостаточность, в то время как в отношениях с другими она имеет место или обычно была, переживается легко. Количественную оценку получить довольно легко. Сильные и адекватные личности обычно меняют свое поведение, делая его более ярким, показным, странным и т.д., чем привлекают к себе внимание. Более слабые так же, интуитивно находят способ выхода из неуютного положения. Жалобы, капризы, замыкание в себе, при том, что иногда усугубляют переживание одиночества, в то же время имеют вторичную выгоду – т.е. привлекают внимание, а значит количество оценки увеличивается. В случае вынужденного одиночества, неудовлетворительность количеством оценки заставляет индивида искать новые, часто временные, малозначащие контакты. Или точнее реакции на свои действия, подтверждающие его существование и замеченность.

В подобных случаях (например, нехватке контактов в новом коллективе) Кэролин И. Кутрона выявила, что чаще всего люди сами осознают, что привело их к переживанию одиночества: недостаточная активность, застенчивость, характер, внешность. Чтобы спровоцировать внимание к себе, студенты начинали либо хорошо учиться и следить за собой, либо успеваемость резко падала и дружба заводилась с «плохой компанией» (гетерогенный механизм оценки). Еще один способ получить оценку – уйти в себя и думать о своих хороших качествах, так тоже поступали многие. При этом мысль, что «меня не понимают», «просто я намного умней и лучше их» повышала собственную значимость. Чаще всего подобные способы реабилитации выступали в качестве оперативного адаптирующего средства, и после «вливания в коллектив» и новых знакомств, исчезали.

В другом случае, когда одиночество желаемое, и выбирается как отдушина. Как путь к уходу от реальности, - количество оценки намного выше ожидаемой, и не контролируется индивидом. От этого часто страдают актеры, по роду деятельности, обязанные быть на виду, политики, так же люди, в силу профессии или образа жизни, оказывающиеся под мощным потоком мнений. Суждений, похвал, просьб и советов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Ответственность как психическое свойство личности
В справочнике 1987 года нами было обнаружено следующее определение ответственности: Ответственность – "категория права, этики, социологии, психологии и педагогики, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Существу ...

Экспериментальное изучение взаимосвязи страхов и уровня самооценки у детей младшего школьного возраста. Организация и методика исследования
Целью исследования явилось изучение взаимосвязи страхов и самооценки личности у младших школьников. Для достижения цели нами исследовались ученики 1-ых классов школы №5 города Гурьевска, в общем количестве 53 человека из них 29 девочек и 24 мальчика. Для исследования взаимосвязи страхов и самооценки личности нами применялись надежные, ...

Использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края
Художественная деятельность занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей. Художественная деятельность - это организация жизни и деятельности детей ...