Psfine

Позитивная психология

Профессиональное обучение
Страница 2

В начале 1930-х гг. (первый этап) в связи с индустриализацией экономики, и расширением потребности в квалифицированной рабочей силе, с одной стороны, и развитием психологии как науки, с другой стороны, стало изменяться отношение к профессиональному образованию и подготовке рабочих кадров. Невозможность удовлетворить потребности производства в квалифицированных работниках за счет отбора выдвинула на первый план задачи обучения, ориентированного на формирование «политехнических навыков» и на развитие личности работника. Задачами становятся формирование качеств, определяющих лабильность профессионального поведения, эффекты переноса навыка, «соупражняемость» и «сопряженное развитие» профессионально важных качеств, а также создание условий, способствующих развитию качеств и личности работника. Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн подвергают жесткой критике механистические представления о сущности обучения, присущие психотехнике. Большое значение в преодолении механистических представлений о природе рабочих движений сыграли исследования Н.А. Бернштейна по физиологии движений.[7]

Во второй период, с 1930-х по 1950-е гг., произошло свертывание психотехнических подходов и коренное изменение методологии отечественной психологии. В области психологии труда главными проблемами стали: профессиональное мастерство, закономерности формирования и совершенствования трудовых умений и навыков, их изменение в новых условиях деятельности, характер возникающих затруднений, обобщения и переноса навыков, динамика формирования профессиональных способностей, вопросы политехнического обучения, форм производственного обучения и др. В это время изучаются:

• влияние профессиональной деятельности на формирование сенсорных способностей рабочих (цветоразличения, процеприоцептивной и кинестетической чувствительности, вкусовой, высотной и звукочастотной чувствительности и т. д.);

• влияние «практического интеллекта», влияние мотивации на предметное содержание деятельности;

• вопросы свертывания действия и смены ведущего типа афферентации, например переход от зрительной к кинестетической;

• вопросы «кривой упражнения», эффекты плато.

В качестве методологических оснований исследований выступает принцип единства сознания и деятельности.

В третий период (1950-1970-е гг.) в отечественной психологии С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и другие активно разрабатывают проблему сущности психического и психического отражения, не сводимого к физиологическим механизмам, механизмов порождения психики, «единиц» психического. Детерминанты порождения психического усматриваются не в физиологических механизмах, а в «предметных» условиях жизни и деятельности человека. Решающим считается характер ориентировки человека в этих условиях. Соответственно, доминирующей проблематикой становятся вопросы «ориентировочной основы деятельности» и поэтапного формирования умственной деятельности (П.Я. Гальперин), психического образа (В.П. Зинченко и др.). Активно обсуждается тема «проблемного обучения» (В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина и др.).

В этот период в отечественной инженерной психологии разворачиваются исследования сравнительных характеристик решения задач машиной и человеком, характера ошибок, условий надежности, помехоустойчивости, пропускной способности каналов приема и скорости переработки информации оператором и т. п. В психологии труда изучается содержание новых профессий (диспетчера, наладчика, ткачихи, летчика и др.) с целью разработки вопросов эффективного обучения. Изучаются феномены творческой личности, высокого профессионализма, технического мышления, оперативного мышления, взаимосвязи теоретического обучения и практической деятельности. Методологической основой многих практических разработок, как правило, выступает теория деятельности А. Н. Леонтьева.

Страницы: 1 2 3


Формирование межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Возрастные закономерности формирования межличностных отношений в детском возрасте
Межличностные отношения детей складываются не только благодаря механизмам межличностного взаимодействия, но и межличностной перцепции и коммуникации. Их проявление можно заметить, прежде всего, в общении. Важными механизмами межличностного восприятия выступают эмпатия и рефлексия. Причем рефлексия понимается не в философском смысле, а « ...

12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения. В споре нельзя одержать верх
В девяти случаях из десяти спор кончается тем, что каждый из его участников ещё больше, чем прежде, убеждается в своей абсолютной правоте. В споре нельзя одержать верх потому, что, если вы проиграли в споре, значит, вы проиграли; если же одержали верх, то тоже проиграли. Почему? Вы заставили собеседника почувствовать свое превосходст ...

Развитие психодиагностики с 1930-го и в наши дни
В 1930-е годы появилось много новых тестов. Большинство из них были разработаны в Соединенных Штатах. Так, в 1936 году по числу посвященных им публикаций лидировали следующие пять тестов: Стэнфорд-Бине - 141, тест Роршаха - 68 публикаций. Последующие места заняли Личностный опросник Бернрейтера, Измерители музыкального таланта Сишора и ...